Цитата из Библии

Загрузка...

Голосование

Закон о нечистой пище:

Актуален для нас, христиан - 42.9%
Нет, его отменил Иисус - 38.8%
Только для еврейского народа - 18.4%

Всего голосов:: 49
Голосование по этому опросу закончилось в: 19 Апр 2018 - 08:12

Баннеры

История праздника Ханука и его значение для нас сегодня

Ха́нука (“ханукат ха-мизбеах” с иврита — освящение [обновление] жертвенника)— самый неповторимый праздник, среди тех, которые установил Господь для Своего народа. Другое название праздника — “Хаг Урим”  с иврита  -  праздник огней.  Празднование  начинается  с 25 кислева и продолжается восемь дней до 2 тевета по еврейскому календарю. В этом году эти дни приходятся на период с 6 по 14 декабря. Праздник был установлен во II веке до н. э. в память об очищении храма, освящении жертвенника и возобновлении храмовой службы Маккавеями, последовавшего за разгромом и изгнанием с Храмовой горы греко-сирийских войск и их еврейских союзников в 165 году до н. э.

 

«Еврейские» праздники, которые заповеданы самим Богом, являются постановлениями вечными (Левит 23 гл.). А вечные постановления не могут быть отменены Новым Заветом, и даны не только евреям, но всем, кто принял Бога Израилева. Соблюдение их гораздо важнее, чем соблюдение существующих, установленных церквями и не соответствующих Слову Божьему. А главное, это основные этапы полного плана спасения, отраженного в Библии. «Праздники Господни» являются прообразами поэтапного плана спасения Церкви и составляют краткий план спасения, приведенный в главе 23 книги Левит. Бог Сам исполняет эти этапы в таком порядке, в котором они даны в Законе.

 

Теперь об истории самого праздника.

I. Под сирийским владычеством

Более 2000 лет тому назад государство Израиль являлось в течение некоторого времени частью греко-сирийской империи, управляемой царями династии Селевкидов.

Наш рассказ о событиях, приведших к Хануке, мы начнем с повествования об Антиохе III, царствовавшем в Сирии в годы 3538—3574 от сотворения мира. Он воевал с египетским царем Птолемеем за овладение страной Израиля. Победил Антиох III, и страна Израиля была оккупирована им и присоединена к его империи. В начале своего царствования он был хорошо расположен к евреям и предоставил им некоторые привилегии. Но позже, когда он был побежден римлянами и должен был платить им большую дань, вся тяжесть этой дани была возложена на различные народности, населявшие его империю, в том числе и на евреев, которые вынуждены были поставлять в казну огромное количество золота, требуемого римлянами. После смерти Антиоха его престол унаследовал сын его Селевк IV, продолжавший, как и его отец, притеснять евреев.

 

К этим бедствиям прибавилась еще опасность, угрожавшая иудаизму изнутри. Росло влияние "эллинистов" (евреев-приверженцев идолопоклонства и греческого образа жизни). Первосвященник Иоханан предвидел угрожавшую иудаизму опасность от проникновения в Палестину сирийского влияния. В то время, как Сирия поклонялась внешней красоте, иудаизм проповедовал идеи правды и моральной чистоты, заповеданной Б-гом в святой Торе. Еврейский народ никогда не должен отказываться от своей веры в Б-га, не должен и не может принять идолопоклонство Сирии и Греции! Иоханан противился поэтому любой попытке со стороны евреев-эллинистов ввести в стране греческие и сирийские обычаи. Эллинисты ненавидели Иоханана. Один из них сказал царскому чиновнику, что в Храме хранятся большие богатства. Богатства эти составляли хранившиеся в Храме монеты-"полушекели", которые все взрослые евреи ежегодно вносили в храмовую казну. Эти деньги были предназначены для покупки жертвенных животных, а также для ремонта здания Храма. Другую часть храмовой казны составлял сиротский фонд. Деньги этого фонда хранились в казне до совершенолетия сирот. Селевк же нуждался в деньгах для выплаты дани римлянам. Он послал своего сановника Гелиодроса с приказом изъять деньги, хранившиеся в Храме. Напрасно умолял его первосвященник Иоханан не делать этого. Гелиодрос не послушался его и вошел за ограду Храма. Но внезапно его обуял ужас. Он побледнел, упал и потерял сознание. Когда он пришел в себя, он отказался от дальнейшей попытки проникнуть внутрь Храма.

II. "Умалишенный"

Вскоре после этого Селевк был убит и правителем Сирии стал брат его Антиох IV. Это был тиран с пылким темпераментом, необузданный, с презрением относившийся к чужим религиозным чувствам. Ему дали "почетное" звание "Епифан", что означает "Любимец богов". Подобными титулами были наделены многие правители Сирии. Но историк Полебий, современник Селевка, рассказывает, что народ дал ему эпитет "Епиман" ("Умалишенный"), что больше соответствовало вспыльчивому и жестокому характеру этого царя. Желая объединить свое царство посредством общей для всех его поданных религии и культуры, Антиох IV пытался сломить обособленность евреев, запретив им соблюдать все их обычаи. Он снял с высокого поста первосвященника глубоко религиозного и праведного Иоханана и на его место поставил его брата Иошуа, который предпочитал называть себя греческим именем Язон, потому что он был членом эллинистской партии. Он использовал свой высокий пост для распространения греческих обычаев среди священослужителей Храма.

Иошуа, или Язон, был в дальнейшем заменен другим кандидатом на этот поет - Менелаосом, обещавшем царю больше денежных доходов, чем Язон. Когда бывший первосвященник Иоханан попытался протестовать против распространения влияния эллинистов в Храме, Менелаос не остановился перед тем, чтобы подослать к нему наемных убийц.

Антиох был в это время занят ведением успешной войны против Египта. Но вскоре из Рима прибыли гонцы с приказом приостановить войну, Антиоху пришлось подчиниться, и война была прекращена. Между тем в Иерушалаиме распространился слух, что с Антиохом случилось нечто серьезное. Предполагая, что Антиох умер, народ взбунтовался против Менелаоса. Первосвященник-предатель бежал вместе со своими приверженцами.

III. Мученики

Антиох вернулся из Египта в ярости из-за вмешательства Рима в его дела. Когда он узнал о происшедшем в Иерушалаиме, он повернул свою армию против евреев. Были убиты тысячи людей, а затем Антиох издал ряд антиеврейских декретов. Было запрещено еврейское б-гослужение, были захвачены и сожжены свитки Торы. Под страхом смерти было запрещено соблюдение дня Шаббата, совершение обрезания, употребление кошерной пищи. Одному всеми уважаемому девяностолетнему старику, рабби Элиезеру, было приказано публично есть свинину с тем, чтобы его примеру следовали и другие. Когда он наотрез отказался выполнить это, ему предложили приложить это трефное мясо хотя бы к губам, будто он его кушает. Но рабби Элиезер отказался выполнить и это, и был предан мученической смерти. Были и тысячи других людей, которые таким же образом пожертвовали своей жизнью. Известный рассказ про Хану и ее семерых детей относится к этому времени.

Люди Антиоха ходили из города в город, из деревни в деревню, чтобы заставить их жителей поклоняться идолам. Осталось только одно убежище - Иудейские горы с их пещерами. Но и там сирийцы преследовали оставшихся верными своей религии евреев, и много евреев подверглось жестоким пыткам и смерти.

IV. Маттитьягу

И вот служители Антиоха явились в деревню Модиин, где проживал старый священнослужитель (коэн) Маттитьягу. Когда сирийский военачальник построил в деревне на базарной площади алтарь и потребовал, чтобы Маттитьягу принес жертвы греческим богам, последний ответил: "Я, сыновья мои и мои братья решили остаться верными союзу, заключенному нашим Б-гом с нашими предками".

Тогда приблизился к алтарю еврей-эллинист, чтобы принести такую жертву. Маттитьягу выхватил свой меч и убил б-гоотступника на месте. Сыновья Маттитьягу и друзья его напали на сирийских солдат и многих из них убили. Прогнав остальных сирийцев прочь, они разрушили языческий алтарь.

Маттитьягу знал, что, когда Антиох узнает о случившемся, он придет в ярость и, наверно, пошлет карателей, чтобы наказать Маттитьягу и его последователей. Поэтому он оставил деревню Модиин и вместе с сыновьями и друзьями бежал в Иудейские горы.

К нему присоединились все оставшиеся верными еврейству мужественные люди. Они образовали отряды, которые время от времени оставляли свои убежища, чтобы нападать на вражеские войска и их аванпосты и чтобы разрушать алтари идолопоклонников, построенные по приказанию Антиоха.

V. Маккабеи

Перед своей смертью призвал Маттитьягу своих сыновей и наказал им продолжать борьбу в защиту нашей Торы. Он предложил им следовать советам их брата Шимона Мудрого, а военачальником назначить Йеуду Могучего. Йеуда был назван "Маккабеем". Это слово состоит из начальных букв четырех еврейских слов: "Ми камоха баэлим Ашем", что означает: "Кто подобен Тебе, о Б-г наш!".

Антиох послал своего военачальника Аполлония, чтобы уничтожить Йеуду и его последователей — Маккабеев. Несмотря на перевес в численности и военном снаряжении, сирийцы были разбиты. Антиох послал еще один карательный отряд, но и он был разбит. Это показало Антиоху, что, только послав против Маккабеев мощную армию, можно рассчитывать на победу над Йеудой и его мужественными соратниками. Тогда страну наводнила армия из 40000 человек под командой двух военачальников — Никанора и Горгиаша. Когда об этом узнали Йеуда и его братья, они воскликнули: "Будем бороться за наш народ и за наш Храм!" Народ собрался в Мицпе (где пророк Шемуэль когда-то молился Б-гу). После ряда битв война была выиграна Маккабеями.

VI. Освящение Храма

Затем Маккабеи повернули к Иерушалаиму и освободили его. Войдя в Храм, они его очистили от идолов, поставленных там сирийскими вандалами. Иуда и его соратники построили новый жертвенник и освятили его. Это было в двадцать пятый день месяца Кислев 3622 года от с. м.

Поскольку золотой семисвечник был похищен сирийцами, Маккабеи изготовили семисвечник из более дешевого металла. Когда они пожелали зажечь его лампады, они нашли только одну маленькую бутылочку с чистым оливковым маслом с печатью первосвященника Иоханана. Этого масла могло хватить только на один день горения в лампадах. Но произошло Божественное чудо и этого масла оказалось вполне достаточно, чтобы лампады горели в течение целых восьми дней, пока не было изготовлено новое масло. Это чудо показало, что Б-г вновь взял Свой народ под свою защиту. В память об этом чуде и об этих событиях наши мудрецы выделили эти 8 дней в каждом году для выражения благодарности Б-гу и для зажигания Ханукальных огней.

Иисус Христос, на древнееврейском Йешуа hа Машиах, также приходил в Храм, на праздник Ханука,  праздник обновления.

«Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима. И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом»  (Иоанна 10:22).

Слово Ханука в значении «ритуал освящения  нового дома» употреблено в книге Псалтирь: Псалом, песнь Давида «Ханукат га байт» при освящении  Храма (Псалом 29:1).

Ханука означает: обновление, освящение, свет, новоселье. И называется праздником чудотворения, очищения, помазания, елея, радости. Все эти значения, как символы Праздника обновления, на котором присутствовал Йешуа, являются прообразами Машиаха. Иисус Христос  и  есть наша  Ханука. В этот день Он сказал свои главные слова: «Я и Отец – Одно» (Иоанна 10:30). И подтвердил чудо с елеем, сотворенное Богом – Отцом в дни освобождения Иудеи от греческих захватчиков тем, что творил чудеса во славу Великого Бога Израилева (Иоанна 10:37,38).

 

 Что же Бог хотел показать нам в празднике Ханука? Ка­кие уроки хотел преподать Своим детям? Бог допустил для еврейского народа такие испытания, чтобы они сделали свой выбор. И они его сделали. Верные Богу евреи не захо­тели мириться с эллинизацией, отказываться от своей веры и подняли восстание. Мы тоже делаем свой выбор, когда Бог помещает нас в тяжелые жизненные обстоятельства. Мы или сдаемся, или решаем следовать за Богом. Когда мы делаем свой выбор в пользу Господа, начинается процесс нашего обновления (2 Кор. 4:16). Ханука знаменует не только физическую победу над эл­линами, но и духовную — над эллинизацией. Все, что сме­шивает нас с миром, что уводит от Господа, есть ассимиля­ция (смешение). Придя к Богу, мы во многом еще остались мир­скими ассимилянтами, «эллинизированными» миром и слу­жащими его «антиохам». Позвольте свету Божьему, который в вас, прорваться, засиять в полную силу и мощь, и этот свет разгонит остатки старой тьмы. Входите в служение Ему по — новому! Нельзя останавливаться на достигнутом, необходимо расширять и углублять свою свободу, служить другим лю­дям, нести свет истины и стучаться в сердца людей Божьим Словом. Надо использовать эту свободу по назначению. Материальные благословения, которые нам дает Бог, могут стать искуше­нием и причиной наших преткновений, соблазнов или даже падения.

Не думайте, что вы еще не созрели для служения Богу, что вы мало знаете, мало умеете, и у вас нет никакого опы­та. Всем нам Бог дал различные таланты еще до того, как мы откликнулись на Его призыв. И в нашей прошлой жизни мы ими успешно пользовались. Начинайте этим служить, и Бог усилит, разовьет, добавит новое. Бог явил Свое чудо хануки тем, кто явил себя верным Богу, тем, кто вдохнул жизнь в Его Храм. Бог ответит верностью всякому, кто верен Ему.

 

о. Сергей Кирюшатов (по материалам из открытых источников интернета)

Обсудить на форуме: История праздника Ханука