Цитата из Библии

Загрузка...

Голосование

Закон о нечистой пище:

Баннеры

Мессия и огни Хануки: копаем Библию глубже

Ханука, еврейский праздник, также известный как «фестиваль огней», получил свое название от идеи «освящения». Он напоминает нам о делах мужества и веры в еврейской армии, которая в результате одержала триумф над угнетателями, поборола все трудности и восстановила свободу вероисповедания. Он, в частности, знаменует ряд военных побед и очищение Храма в Иерусалима около двух тысяч лет назад. Часто люди (ошибочно) думают, что Ханука – это «еврейское Рождество». Основная причина этого в ее близости с Рождеством по календарю и в том, что она стала известна как праздник, в который все дарят друг другу подарки. Поскольку еврейский календарь основан на лунном цикле, дата ее празднования меняется из года в год. Несколько лет подряд Рождество и Ханука перекрываются. В целях соблюдения этой недели, я поделюсь некоторыми взглядами на смысл Хануки и объясню некоторые из многих элементов, которые делают ее актуальной для всех верующих.


История праздника

Около 330 г. до н.э. Александр Великий завоевал мир и начал кампанию по его эллинизации. В начале своего царствования Александр был весьма уважителен к еврейской культуре, и многие евреи начали перенимать его идеалы. Однако примерно через 150 лет после его смерти один из его преемников, Антиох IV, известный как Епифан, был особенно жестоким и нетерпимым по отношению к евреям. К 170 г. до н.э. он ввел различные жесткие ограничения. Евреям не разрешалось исповедовать свою веру, и их вынуждали принять эллинистический образ жизни наряду с поклонением греческим идолам. Это грозило уничтожить все еврейские религиозные и культурные особенности. Центр еврейского богослужения, храм в Иерусалиме, был осквернен, и евреи могли бы быть уничтожены, если бы не храбрость и военные заслуги еврейской армии под руководством Иуды Маккавея и тех мужественных евреев, которые были под его руководством.
 
Фестиваль Огней, как практикуется сегодня, знаменует эту историю. Каждый год евреи пересказывают историю Хануки при зажигании свечей в течение восьми дней подряд. Хотя этот праздник не упоминается в Торе, он дает прекрасную возможность задуматься о вдохновляющем убеждении и героизме, которые сохранили еврейский народ от истребления. По этой причине можно сказать, что если бы не было Хануки, могло бы никогда не быть Рождества. Потому что без сохранения еврейского народа еврейский Мессия, долгожданный потомок Авраама и Давида, Князь мира, не мог прийти. Фокус Рождества сосредоточен на приходе Мессии, тогда как фокус Хануки – на выживании людей. Другими словами, без выживания не могло быть прихода.
 
Создание условий для Хануки
 
Исторические корни праздника восходят ко времени, когда евреи были в огромном горе из-за правления царя селевкидов Антиоха IV. Подробное описание угнетений этого царя дается нам еврейским историком Иосифом Флавием в своей книге «Иудейские древности», книга 12, глава 6:
 
«Царь Антиох, возвращавшийся из Египта, из страха перед римлянами совершил нападение на город Иерусалим; и когда он пришел туда, он взял город без боя, так как те, кто были на его стороне, открыли ворота для него. И когда он получил Иерусалим во владение, он убил многих людей, которые были на противоположной стороне; и когда он награбил много денег, он вернулся в Антиохию.»
 
Два года спустя он вошел в храм и вынес оттуда большую часть мебели и золота. «Кроме того, он опустошил сокровищницу и ничего не оставил; и таким путем он вызвал у евреев великий плач, потому что он запретил им ежедневные жертвы, которые они приносили Богу в соответствии с законом».
 
Угрозы и притеснения иудаизма
 
Кроме сжигания лучших зданий и взятия в плен десятков тысяч жен и детей, он также совершал злодеяния против самого священного аспекта еврейского поклонения:
 
«И когда царь построил жертвенник идолам на Божьем Алтаре, он убил свиней на нем, и таким образом принес жертву ни в соответствии с законом, ни в соответствии с еврейским религиозным культом в этой стране. Кроме того, он заставил людей отказаться от служения их Богу и поклоняться тем, кого он принимал за богов, и заставил их строить храмы и устанавливать алтари идолам в каждом городе и деревне и приносить на них в жертву свиней каждый день. Он запретил им обрезать своих сыновей и пригрозил наказать любого, кто нарушит его запрет. Он также назначил надзирателей, которые должны были заставлять их делать то, что он приказывал».
 
В разгар этого тяжелого кризиса были как евреи, выполнявшие (из страха наказания) приказы царя, так и те, кто выступал против него. Иосиф Флавий пишет: «Но лучшие люди с самыми благородными душами не считались с ним, но больше уважали обычаи своей страны, чем беспокоились по поводу наказания, которым он угрожал непокорным, на долю которых приходились ежедневные страдания и горькие мучения, потому что их избивали палками, а тела их разрывали на куски… также душили женщин и их сыновей, которые были обрезаны, как приказал царь, вешая сыновей за шею, а женщин распиная на крестах».
 
Маттафия и его отважные сыновья
 
Примерно в это же время в одной из деревень жил священник по имени Маттафия, у которого было пять сыновей: Гэддис, Симон, Иуда, Елеазар и Ионафан. Маттафия сопротивлялся приказу царя, чтобы в его деревне принесли в жертву свинью на языческом алтаре. «Он пожаловался своим детям на печальное состояние дел, на опустошение, произведенное в городе и разграбление храма и сказал им, что для них лучше умереть за законы своей страны, чем жить так бесславно, как они потом и сделали». Вместо соблюдения порядка он убил солдат, сверг языческий алтарь и закричал: «Если кто-то ревнует по законам своей страны и поклоняется Богу, пусть идет за мной». Его вдохновляющие речи спровоцировали революцию. Он и его сыновья затем покинули свои деревни и ушли в горы, чтобы подготовиться к бою. Маттафия прошел путь от священника до лидера революционной армию Его решительность и смелость превратили небольшую группу людей в воинов, использующих методы партизанской войны с элементами засады и внезапности, чтобы посрамить армию Антиоха. Они жили в пещерах и провоцировали сражения на пересеченной местности, что давало им преимущество. После своей смерти он назначил своего сына Симона за старшего, чтобы управлять сыновьями, и назначил Иуду генералом армии. Маттафия знал своих сыновей и выбрал Иуду за его военные навыки «ибо он будет мстить за свою нацию и воздаст вашим врагам».
 
Иуда Маккавей
 
Иуду называли Маккавеем, это прозвище означало «молоток». После нескольких военных побед армия Иуды выросла в количестве и силе. Его мощные выступления и мужественный пример вызвал еще большую преданность среди своих соотечественников. Следовательно, его растущая репутация привела к разочарованию и гневу царя Антиоха. В попытках окончательно сломить сопротивление Антиох решил пойти на Иуду со своей армией, а также многочисленными наемниками. Однако из-за нехватки финансов Антиох был вынужден переложить эту миссию на Лисия, губернатора. Таким образом, на Лисия была возложена миссия завоевать Иудею, взять ее жителей в рабство и совершенно разрушить Иерусалим и уничтожить весь народ. Лисий заключил союз с Птолемеем из Египта, чтобы получить 40 000 пехотинцев. Несмотря на все трудности, Иуда вдохновил своих людей верить в Бога. Иосиф пишет: «И когда Иуда увидел их лагерь и как многочисленны враги, он убедил своих солдат мужаться и призвал их возлагать надежду на победу на Бога и молиться ему по обычаю своей страны».
 
Военное руководство Иуды сочетало в себе блестящую военную тактику и понятия из Торы. «Он поставил их на битву в древнем порядке, используемом их предками, под руководством тысяченачальников и других офицеров и уволил тех, кто только что женился, а также тех, кто недавно приобрел имущество, так как они могли не сражаться и струсить из-за чрезмерной любви к жизни, чтобы они пользовались этими благами».
 
Великолепно вдохновляющие речи подробно описаны в книге Иосифа Флавия «Еврейские древности», глава 7.3. Но еще более увлекательным является описание того, как он обманул врага Лисия внезапной ночной атакой. Он воевал с гораздо более слабой группой солдат, но его люди были исполнены таким огромным мужеством и целеустремленностью, что Лисий отступил.
 
«Более того, в самом деле, Лисий видел великий дух евреев, как они были готовы скорее умереть, чем потерять свою свободу, и боялся их отчаянных способов борьбы, как будто это реальная сила, он собрал оставшуюся армию и вернулся в Антиохию».
 
Очищение Храма и возобновление жертвоприношений
 
«Поэтому когда генералы армии Антиоха были много раз побеждены, Иуда собрал народ и сказал им, что после этих многочисленных побед, которые Бог дал им, они должны идти в Иерусалим, очистить храм и принести назначенные жертвы. Но как только он со всем народом пришел в Иерусалим, он обнаружил, что храм пуст, ворота его сожжены, а внутри растут сорняки».
 
При виде ужасного состояния храма эти доблестные евреи заплакали. Признаки осквернения появились везде. Кровь свиней была разлита по храму, а алтари греческих богов и сорняки наполняли святилище. Иуда приказал своим солдатам очистить храм, принести новые сосуды, новые свечи и новые покрывала. Он сделал новый жертвенник для воскурения и на двадцать пятый день месяца Кислев они зажгли светильник и принесли всесожжение на новом алтаре. Иосиф комментирует удивительное время этих событий.
 
По словам Иосифа Флавия, «Случилось так, что эти вещи были сделаны в тот же день, когда их место богослужения было разрушено и стало использоваться в мирских и общих целях, по истечении трех лет; храм был разграблен Антиохом… но он был ОСВЯЩЕН заново в тот же день». Слово «Ханука» на иврите значит «освящение», и, таким образом, этот акт освящения храма усилиями Иуды Маккавея дает этому празднику фактическое значение.
 
Ханука является исполнением пророчества
 
Среди множества захватывающих аспектов Хануки есть один факт, что само это событие было предсказано в книге пророка Даниила в Еврейских Писаниях. «И сказал мне: «На две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится»» (Даниил 8:14). Даниил, еврейский мудрец, живший во время Мидо-Персидского правления, описал наперед ту самую историю, которую записал Иосиф. Мы можем найти это в восьмой главе его книги. Это то, что Иосиф имел в виду, когда он заявил: «И это запустение сбылось согласно пророчеству Даниила, которое было сделано за четыреста восемь лет до этого; так как он заявил, что македонцы отменят поклонение (на некоторое время)» (Иудейские древности, глава 7.7).
 
Ханука задумана Иудой как праздник
 
Интересно отметить, что сам праздник назначен Иудой Маккавеем. Снова наш еврейский историк Иосиф Флавий рассказывает: «Иуда отмечал праздник восстановления жертвоприношений в храме в течение восьми дней и не отказывал себе в удовольствиях, но он также принес очень богатую и великолепную жертву и почтил Бога, и восхвалял его гимнами и псалмами. Они были так рады возрождению своих обычаев, когда после долгого перерыва они неожиданно вновь обрели свободу поклонения, что сделали законом для своих потомков, что они должны отмечать этот праздник восстановления храмового служения в течение восьми дней. И с того времени мы отмечаем этот праздник и называем его Огни. Я полагаю, что причина была в том, что свобода, на которую мы надеялись, была получена нами, и поэтому этому празднику было дано такое название».
 
Связаны ли Ханука и Рождество?
 
В это время года в центре внимания неевреев оказываются рождественские праздники. Для евреев в центре внимания оказывается Ханука. В зависимости от календаря, нет ничего необычного, если Рождество и Ханука наступают в одно и то же время. В результате, некоторые люди боятся, нет ли в этом связи. Несмотря на религиозный акцент Рождества на рождении Иисуса, можно было бы многое сказать о том, что Рождество на самом деле – это изобретение христианской церкви II века н.э., задуманное как способ отвлечь прихожан от празднования римского праздника Сатурналий, времени пиршества и почитания Зимнего солнцестояния, который отмечался в конце декабря.
 
Тем, кто не знает предысторию Хануки, может показаться, что это просто еще один зимний праздник. Следует отметить, что у Хануки нет ничего общего с зимними праздниками. Однако в них есть кое-что общее. Они объединены традициями подарков, отправки открыток, коммерции, пиршества, семейных торжеств и песен. Однако основной объединяющей темой является то, что иногда забывают – это праздник света. Остальная часть этой статьи будет посвящена этой теме и тому, как эта особенность подчеркнута и отмечена в обоих праздниках.
 
Мессианский свет
 
В Исаии 9 мы находим описание грядущего Мессии как света, рассеивающего тьму.
 
Около 700 г. до н.э. Исаия описывал свет, идущий в Галилейский регион.
 
Великий свет в Галилее
 
«Последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет». Это слова надежды для этого географического региона, который пережил много горя, политических и национальных потрясений. Что-то должно было случиться, чтобы принести новую жизнь, радость и эпоху мира. Мы узнаем о причине надежды в стихе 6 – младенец родится, сын будет дан. Кто-то очень уникальный должен был родиться. Кто-то очень особенный пришел в Галилейский регион. В Исаии 9:6-7 описывается ребенок, которого раввины традиционно рассматривают как Мессию. На самом деле этот самый текст использован Генделем для своего праздничного ораторского шедевра, известного просто как «Мессия».
 
Кто соответствует этому описанию?
 
Даже поверхностный читатель Библии знаком с тем фактом, что Иисус пришел в этот самый регион и провел большую часть своего общественного служения в Галилее. В Евангелии написано, что Иисус не только пришел из Назарета (поэтому он зовется Иисус из Назарета), но и прошел по всем Галилейским прибрежным городам. Те, кто жил в Галилее, были свидетелями его учения, его исцелений, чудес, и преображающего жизни влияния на людей. Как записано в Евангелии от Матфея, «услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матфея 4:12-17).
 
Свет для язычников и слава народа Твоего Израиля
 
Следующие сцены редко упоминаются помимо истории Рождества и тем не менее они относятся к идентификации этого ребенка как обещанного еврейского Мессии. После обрезания Иисус, как еврейский ребенок, был принесен в храм для посвящения Господу в соответствии с заповедью, что «каждый первенец мужского пола должен быть посвящен Гсподу». Иосиф и Мария (Йосеф и Мириам) в соответствии со своим скромным экономическим статусом пришли принести простую жертву в виде пары горлиц или двух молодых голубей. Удивительная встреча произошла, когда Иисуса принесли в храм. Праведному благочестивому еврею по имени Симеон Бог сказал, что он не умрет, пока не увидит Мессию. В тот день он пришел в храм. Каким-то образом он встретился с Марией и Иосифом там, в храме, взял ребенка на руки и сделал пророческое заявление: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое (Иешуа), которое Ты уготовал пред лицеем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Луки 2:29-32).
 
Пророческое заявление Симеона является ссылкой на исполнение мессианского пророчества из Исаии, которое гласит: «Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме – из темницы» (Исаия 42:6-7).
 
Какой еврей подходит под это описание?
 
Те, кто утверждает, что Иисус пришел к язычникам, а не к евреям, упустили эту истину – что только тот, кто пришел спасти язычников, может быть еврейским Мессией. Мессия должен быть Мессией для евреев и язычников. Или, если посмотреть на это иначе, не могло быть Мессии для евреев, если бы не было Мессии как света к просвещению язычников. В связи с тем, что некоторые люди провозглашали себя Мессией, возникает резонный вопрос: какой еврей когда-либо вырос так, чтобы стать настолько влиятельным среди неевреев, что он может быть описан как просветитель язычников? Какой еврейский раввин мог утверждать, что он является светом для язычников и славой для Израиля? Конечно, история подтверждает, что ни один еврей никогда не имел большого влияния и на евреев, и на неевреев так, как этот еврей, Иешуа из Назарета.
 
Истинный свет
 
В Евангелии от Иоанна говорится о концепции света как об описании Мессии больше, чем у любого другого писателя. В первой главе мы знакомимся с Мессией как со Словом, которое было у Бога и было Бог. В отличие от описаний Матфея и Луки, которые начинаются с обстоятельств рождения Иисуса Христа, Иоанн начинает описание Иисуса с того времени, когда он еще не стал человеком. Оно начинается с правды об уникальной связи/отношениях Иисуса с Богом. Иоанн пытается объяснить, кто же был этот человек. Иоанн также связывает Иисуса с такими мессианскими терминами как Агнец Божий (1:29), Тот, о ком писал Моисей (1:45), Пророк (6:14), Мессия (4:25), Я есть (8:58), добрый Пастырь (10:11).
 
«Все чрез него начало быть, и без Него ничто не начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Иоанна 1:1-4).
 
Противопоставляя Иисуса пророку Иоанну Крестителю, Иоанн-писатель Евангелия называет Иисуса Истинным Светом, который приносит жизнь всем людям. Он является единственным человеком, которого можно рассматривать как способного дать жизнь людям. В этом смысле он является в высшей степени Светом.
 
Свет имеет удивительные свойства. Он нужен для существования жизни. Свет представляет собой материю как физическую, так и духовную. Он предоставляет, делает видимым, открывает правду, помогает увидеть, что есть на самом деле. Чем больше света – тем больше понимания. Свет – это чистое вещество, он не содержит примесей. Свет часто ассоциируется с праведностью и добром. Если кого-то называют светом, это значит, что он больше, чем просто хороший учитель, который просвещает, но тот, кто абсолютно честен, исполнен истиной, кто делает то, что правильно, нравственно чисто.
 
Свет сияет во тьме, но тьма не поняла этого
 
В отличие от света, темнота несет в себе качества неправды, спутанность сознания, ложь, опасение, скрытость. Если рассматривать отношения света и тьмы, тьма пытается скрыть свет, но свет продолжает сиять. Некоторым образом свойства света и тьмы живо изображают жизнь Иисуса и конфликт, с которым Он сталкивается при свидетельствовании о том, кто Он есть. Он пришел, чтобы принести жизнь в условиях прощения грехов, восстанавливая отношения человека с Богом, обнажая ложь и разъясняя правду и даже преодолев смерть. В Евангелии от Иоанна описывается постоянная борьба неверия и грехов, которые стремились потушить свет, а Иисус сияет в центре всего этого.
 
«Тьма не поняла света» может быть истолковано по-разному. Иисус был отвергнут своим собственным народом, потому что он не был таким Мессией, каким они хотели его видеть. В связи с политическим гнетом римлян еврейские лидеры ждали военного мессию, без сомнения, еще одного Иуду Маккавея. Сердца людей изголодались по еще одному восстанию, чтобы получить политическую и национальную независимость. Была тоска в сердцах людей по другому национальному герою. Иисус пришел с проповедью о покаянии и спасении от греха. Его послание противоречило их желаниям. Они хотели свободы от Рима, но в соответствии с повествованием Иоанна, Мессия пришел как свет, чтобы предложить свободу от тьмы. В конечном счете, он стал Мессией, несмотря на тьму, которая стремилась не допустить этого (Псалом 2).
 
Иисус как свет мира
 
«Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Иоанна 1:9).
 
В первом веке в мире была такая же тьма, как и в нашем мире в XXI веке. Тьма, вызванная грехом, - это зло, о котором мы слышим в новостях каждый день: терроризм, геноцид, коррупция, насилие в семье, убийства, похищение людей, угнетение бедных, и это лишь несколько примеров. В соответствии с Библией, это уходит своими корнями в наше отделение от Бога. В ответ на эту тьму приходит Божье обещание принести тот свет, который нам нужен. Этот свет должен быть больше, чем национальным героем. Его свет должен принести надежду, истину, понимание, свободу и примирение с Богом. Для этого свет должен решить проблему греха. Так как споры по поводу Иисуса становились все более интенсивными, Иисус дал более смелое и четкое представление о своих требованиях. Во многих отношениях Он предоставил гарантию света. «Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Иоанна 8:12). Позже он объяснил это даже лучше, когда он сказал: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными… Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха… если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Иоанна 8:31-36). Иисус ясно дал понять, что не может быть окончательной свободы, если предварительно не иметь дело с грехом, и что это обещание реализуется индивидуально, когда мы хотим следовать за ним.
 
Интересно, что после того, как Иисус говорит о себе как о свете мира, мы видим его в Иерусалиме, в храме, во время Хануки (Иоанна 10:22), несомненно, чтобы отпраздновать освящение храма. Это будет иметь смысл, только если Он, тот, кто является светом мира, будет здесь, чтобы отпраздновать Праздник Огней среди своего народа.
 
Свет Меноры сегодня для верующих
 
Так как огни Меноры светят в темноте, они напоминают нам о надежде, содержащейся в вере и мужестве наших предков. Они напоминают нам о свете Божьего присутствия, когда Он пребывал в Скинии. Они напоминают нам о вмешательстве Бога в жизнь своего народа, поскольку они полагались на него, несмотря на огромные трудности. Они напоминают нам о его высокой цели сохранить свой народ до прихода Мессии. Однако самое яркое напоминание Божьего света – это Мессия, который называл себя «Свет мира». Он был светом, который пришел в мир, неся свет, который разоблачал мрак в наших сердцах и преодолевал тьму зла в нашем мире. Именно поэтому установлено зажигать менору на Рождество так же, как и в неделю Хануки – не только потому, что они перекрывают друг друга в календаре, но и потому, что они перекрываются по теме празднования света Божьего. Очень маловероятно, что Иуда Маккавей понимал, какие духовные глубины будет содержать его праздник когда-нибудь.
 
Рискнув зайти слишком далеко, я мог бы предложить ученикам поменять свою рождественскую елку на Менору (подсвечник с 8 ответвлениями). Вместо огней на дереве для украшения купить ханукальные свечи и зажечь их в знак свободы. Признайте, что есть огромное значение, найденное в Хануке, и осознайте, что это праздник, который уходит корнями в библейские пророчества и находит подтверждение в истории.
 
Скала веков
 
Не должно быть удивительно, что одним из наиболее популярных гимнов, которые традиционно пели на Хануку, также пересекается с другим христианским гимном под названием «Скала веков».
 
Скала веков, пусть наша песня восхваляет твою спасительную силу.
Ты, среди бушующих врагов, стал нашей крепостью.
Они яростно напали на нас – но мы ухватились за Твою руку.
И Твое Слово ломает их мечи, когда нашей собственной силы не хватает.
 
Нужно ли делать различия? Да, Рождество было учреждено, чтобы отпраздновать приход Мессии. Ханука – это праздник освобождения от языческого влияния, которое подавляло веру. Оба торжества содержат темы света и победы над злом. Как и большинство праздников, они также рискуют быть настолько покрыты атрибутами и традициями, что их первоначальный смысл легко станет размытым. Тем не менее, одно можно сказать наверняка – нет необходимости сравнивать их с любым сезонным праздником. Сезон – еще не повод для празднования. Тот, кто создал года и кто до сих пор управляет сезонами, - единственный, кому стоит поклоняться и кого обожать. Поэтому счастливой Хануки!
 
 
 
Источник
Автор: Филипп Лестер
Перевод: Ольга Куроедова