Цитата из Библии

Загрузка...

Голосование

Закон о нечистой пище:

Баннеры

Первые христиане, о которых не говорят

Есть вещи, о которых не принято говорить. Некотoрые факты намеренно умалчиваются только потому, что они не удобны. Многие столетия подавляющую часть христиан приучали к мысли о том, что существует огромный разрыв между Ветхим и Новым Заветами, между Законом и Благодатью, между Израилем и Церковью. Однако, несмотря на то, что Новый Завет действительно отличают величайшие и совершенно уникальные преимущества, привнесенные Мессией Йешуа, продолжает существовать неразрывная связь между Ветхим и Новым Заветами. В Торе заложена благодать, а в Новом Завете содержатся законы и постановления. Безусловно, существуют различия между Израилем и Церковью, но многое также и совпадает. Если вы хотя бы раз прислушались к мнению людей, утверждающих, что христиане не должны беспокоиться по поводу Ветхого Завета, то я советую вам тщательно поразмыслить о следующем...

Основатель нашей веры Мессия Йешуа Сам был истинным евреем, саброй, то есть коренным израильтянином. Он родился в колене Иудовом, является потомком Давида, а стало быть, потомком царственного еврейского рода. Он был обрезан на восьмой день. Ему было дано еврейское имя - Йешуа. Он был воспитан в набожной еврейской семье благочестивыми родителями. Он регулярно ходил в синагогу, и это было образом Его жизни (Лк.4:16). Его жизнь была жизнью религиозного еврея, соблюдающего Тору (Гал.4:4). Он мог позволить себе сказать: "Кто из вас обвинит Меня во грехе?" потому, что никогда не согрешал нарушением заповедей Торы. Мессия Йешуа учил тому, что Он пришел исполнить, а не отменить Тору (Мат.5:17-19).

 

Ортодоксальный иудей, ученый Пинхас Лапид однажды отметил:

"Иисус никогда и нигде не нарушил закон Моисея, и никоим образом никогда никого не подталкивал к его нарушению, - совершенно ложно утверждение о том, что он это делал… В этой связи вы должны поверить мне, потому что я более или менее знаю Талмуд… Это Иисус был настолько верен закону, насколько верен ему хотел бы быть я. Но мне кажется, что Иисус был более верен закону, чем я - ортодоксальный еврей".

А как насчет апостолов?

Ведь они и были первыми христианами, то есть обратились в христианство и перестали жить, как евреи, не так ли? Нет, не так! Ученики Господа из евреев продолжают вести еврейский образ жизни многие столетия спустя после Его смерти. В Деяниях мы наблюдаем зачатки мессианского еврейского движения и вместе с тем типичную картину еврейской жизни. Апостолы, например, как и другие мессианские евреи, не только регулярно посещали Иерусалимский Храм (Деян. 2:46, 3:1), но и соблюдали Шаббат, включая традиционные субботние ограничения пути. В Деяниях (1:12) говорится о "расстоянии субботнего пути". Лука, автор Деяний, отмечает факт, что когда апостолы возвращались в Иерусалим с Елеонской горы, где они провожали вознесшегося на небеса Йешуа, они прошли именно расстояние субботнего пути, то есть что-то около 2000 локтей (приблизительно полмили). А это свидетельствует о всей серьезности отношения учеников к соблюдению Шаббата уже во времена написания Деяний - в 60-х годах нашей эры. Апостолы соблюдали также и такие еврейские праздники, как, например, Шавуот (Пятидесятница). Во второй главе Деяний описывается потрясающее событие, произошедшее на Шавуот, когда Дух Йешуа излился на апостолов, и они исполнились Духа Его. Деяния (10:9-16) повествуют и о том, что Петр, руководитель первой Мессианской Общины, продолжал соблюдать законы о кошерности пищи также и после смерти Йешуа.

А как насчет Павла?

Павел, наверное, жил как язычник - ведь он был апостолом язычников, а находясь среди евреев, жил как еврей, не так ли? Вот именно, что не так. На протяжении всей своей жизни этот известный раввин из Тарса проявлял огромное уважение к еврейским законам. Павел, который, по утверждению некоторых, оставил свое еврейство, приняв обет назорейства, в который входило принесение в жертву животных в Иерусалимском Храме (Деян.18:18 и Чис.6:2-21). Павел и его соработники продолжали отмечать Песах и Праздник Опресноков (Деян.20:6), как и Шавуот. Они соблюдали Йом Кипур и другие иудейские праздники. Павел, будучи значимой фигурой в иудейском мире, часто выступал в синагогах.

Защищаясь перед Порцием Фестом, новым правителем, ставленником Рима, Павел сказал: "Я не сделал никакого преступления ни против закона Иудейского, ни против храма, ни против кесаря" (Деян.25:8) В синедрионе Павел заявил, что он фарисей (Деян.23:6) Обратите внимание на то, что Павел не сказал: "Я был фарисеем когда-то, теперь я Христианин", но "Я фарисей". Услышав это, другие фарисеи стали на его сторону и сказали: "Ничего худого мы не находим в этом человеке" (Деян.23:9).

Один Христианский проповедник Х.Л. Эллисон напоминает нам, что

"…мы совершенно справедливо можем полагать, что на протяжении всей своей миссионерской работы Павел жил таким образом, чтобы не вызвать ни единого укорительного замечания со стороны фарисея, с которым он мог повстречаться".

Так Павел прожил всю свою жизнь. В конце жизни и служения, защищаясь перед еврейскими лидерами в Риме, Павел с полным правом смог сказать: "…братия! не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан в руки Римлян" (Деян.28:17).

Тому же, что практиковал в своей жизни этот известный раввин из Тарса, он учил и других мессианских евреев. К нееврем у него было другое учение. В 1-м послании Коринфянам Павел настаивает на том, чтобы мессианские евреи вели еврейский образ жизни. "Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам. Призван ли кто обрезанным, не скрывайся (в оригинале - "не становись необрезанным"); призван ли кто необрезанным, не обрезывайся… Каждый оставайся в том звании, в котором призван" (1Кор.7:17-20).

Что значит для обрезанного человека "не стать необрезанным"? Это значит, что он должен продолжать жить еврейской жизнью, основанной на Божьих законах.

Для христианского мира характерно забывать о том, что то, что мы называем "ранней Церковью" или "христианством первого века", было с самого момента своего возникновения еврейским движением. Вопрос в первом веке состоял не в том, какую часть Закона Моисея мы должны оставить к исполнению, и может ли язычник уверовать в еврейского Мессию без обращения в еврейство и исполнения всех еврейских законов. Не было никаких сомнений в том, что мессианские евреи должны продолжать жить еврейской жизнью, обусловленной Торой. В понимании верующих того времени само собой разумелось, что мессианские евреи должны, как и прежде, соблюдать требования Торы (Деян.21:20-26) На Первом собрании учеников в Иерусалиме обсуждался иной вопрос - вопрос отношения язычников к Торе и какую ее часть они должны исполнять (Деян.15:1:29).

Хотя на первый взгляд письмо Павла, адресованное общине в Галатии, может показаться противоречащим этому утверждению, на самом деле это не так. В этом послании Павел не учит тому, что Божье незаслуженное благоволение (благодать) противоречит Божьему закону. "Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак!" (Гал.3:21).

Для того, чтобы разобраться в этом достаточно сложном послании, нам необходимо осознать, что термин "закон" (часто используемый Павлом в своих посланиях) может указывать на несколько разных понятий. Мне удалось найти, по крайней мере, девять различных значений слова "закон" в Новом Завете. Оно может указывать как на закон Моисея или Пятикнижие Моисея, как и на весь Танах (Тора, Пророки и Писания). Слово "закон" может относиться также к конкретной библейской заповеди, "принципу" или "законничеству" - все зависит от контекста, в котором это слово используется. В послании к Галатам Павел употребляет термин "закон" даже практически как синоним таких понятий, как "плоть" или "дела", иными словами, собственные старания. Павел нападает на "законничество", на представление о том, что своими усилиями и достижениями человек может заработать спасительные заслуги перед Богом.

Многие евреи в первом веке видимо неверно воспринимали основной смысл Торы. Исказив соблюдение чудесной Божьей Торы, они превратили ее в систему обязательных для исполнения дел, превратив ее в способ измерения собственных усилий и достижений. Идея соблюдения Божьих законов превратилась в средство обретения правильной позиции перед лицом Бога за счет собственных сил и заслуг. Этот ложный, законнический подход к вопросам спасения распространился также и в некоторых течениях мессианского движения. В частности, уверовавшие язычники в Галатии, получив неверную установку, считали, что именно собственные усилия и дела приводят к спасению и/или более высокому уровню духовности. И как раз с этим законничеством, а не с Божьими святыми законами столь решительно боролся Павел. Его критику законничества не следует истолковывать как нападки на мессианских евреев, соблюдающих библейские заповеди из любви к Богу и желания повиноваться Ему.

Еще один христианский ученый, Алан Коул, отметил, что

"Павел никогда не принуждал церкви из язычников вести себя подобно евреям… но столь же верно и то, что он не хотел, чтобы еврейские церкви вели себя подобно языческим верующим. Он никогда не говорил, что они не должны обрезываться, или соблюдать закон, или праздновать праздники. Единственное, на чем он настаивал, это то, что все это не имеет никакого отношения к дару спасения".

Позиция Йешуа, как и исполнение Павлом и остальными апостолами закона, находят дополнительное фактическое подтверждение в трудах Иосифа Флавия, еврейского историка первого века. В девятой главе двадцатой книги "Иудейских древностей" Иосиф описывает смерть Якова, брата Мессии Йешуа по матери.

Яков был руководителем общины в Иерусалиме. Яков - живой потомок царя Давида и лидер иерусалимской общины - возбудил гнев первосвященника Израиля, добившегося того, чтобы Якова побили камнями. Однако Якова настолько любил еврейский народ за преданность Богу и благочестивую жизнь, что люди пожаловались новому римскому правителю, и тот сместил первосвященника с его места!

Иустин Мученик, видный христианский лидер второго века, в своей книге "Диалог с Трифоном Иудеем" указывает на то, что в середине второго века были мессианские евреи, которые продолжали жить по еврейским обычаям, что не мешало им следовать за Мессией Йешуа. Объяснив, что некоторые христиане осуждают соблюдение еврейских канонов, автор говорит о том, что по его собственному мнению, если кто-либо

"желает соблюдать установления, данные Моисеем… наряду со своей надеждой на Мессию… и хочет жить с христианами и верными…, то я считаю, что мы должны объединиться с таковыми и общаться с ними, во всем будучи как родственники и братья".

Ириней, видный церковный лидер второго столетия, учитель которого обучался у самих апостолов и который в силу этого обстоятельства был хорошо знаком с их жизнью, писал о них следующее:

"Но и сами они… продолжали исполнение древних обычаев… Так поступали апостолы…, безупречно действуя согласно завету Моисеева закона" ("Против ересей").

Большинство людей не знает о том, что мессианское еврейское движение не прерывалось несколько столетий после пришествия Йешуа. Апостолы стали христианами не в том смысле, что отказались от своей еврейской идентичности, образа жизни и духовного наследия. Они стали христианами в смысле следования за еврейским Мессией.

Около 400 года н. э. Эпифаний отметил следующее:

"Но вообще они остались евреями и никем иным. Ибо они используют не только Новый Завет, но также и Ветхий, подобно евреям; ибо и Закон, и Пророки, и Писания, называемые евреями Библией, не отвергаются ими… Они живут среди евреев согласно проповеди закона… Они уверовали в Мессию, ибо они также принимают воскресение мертвых… Они провозглашают одного Бога и Его Сына Иисуса Христа. Они хорошо владеют еврейским языком…, ибо весь Закон и Пророки… читаются ими на иврите… с евреями они не соглашаются из-за своей веры в Мессию, с христианами же не согласны потому, что наставлены в Законе, обрезании, Субботе и иных вещах" ("Панарион").

Несколько лет назад я был в Израиле и посетил церковь в Кане, древнем галилейском городе, расположенном недалеко от Назарета, в котором Йешуа сотворил Свое первое чудо, превратив воду в вино. Когда археологи на этом месте раскапывали слой за слоем, находя остатки все более и более старых зданий, в самом нижнем пласте они обнаружили остатки самого древнего строения в этом месте, мессианской синагоги второго века нашей эры.

Я прихожу в восторг, когда думаю о том, что Слово Божье учит, что в будущем Тысячелетнем Царстве, когда Мессия Йешуа будет править из Иерусалима, все народы будут соблюдать Суккот (праздник Кущей, Зах.14:16-19), Шаббат и новомесячия (Ис.66:23).

Если все это соблюдалось Божьим народом многие столетия до Креста, мессианскими евреями несколько столетий после пришествия Йешуа и будет соблюдаться в Тысячелетнем Царстве, то что плохого в том, если мы станем соблюдать это сегодня?

В свете всего сказанного мне бы хотелось призвать моих братьев христиан и таких же, как я, мессианских евреев не смотреть свысока на тех, кто подчеркивает неразрывную взаимосвязанность еврейских законов и обычаев, основанных на Библии. Я думаю, что для нас более полезно подчеркивать связь между заветами, как это делали апостолы, а не настаивать на радикальном отрыве Ветхого Завета от Нового, как это сделало столетия спустя нееврейское крыло Церкви.

Лорен Джейкобс