Цитата из Библии

Загрузка...

Голосование

Закон о нечистой пище:

Баннеры

Как совершал Пасху Христос

Христианство выросло из великой и богатой традициями религии, иудаизма. Не смотря на столь популярные, в том числе и на страницах Нового Завета, противопоставление иудеев и христиан, эти два вероисповедания имеют много общего. Более того, порой, не зная традиций еврейского народа, мы не сможем понять всю глубину христианства.

Говоря о точках соприкосновения этих двух религий, в первую очередь необходимо отметить, что главным торжеством, всех праздников праздником, как у иудеев, так и у христиан является Пасха. Однако, справедливости ради надо сказать, что вспоминаются в этот день разные события. Если для христиан Пасха - это день Светлого Христова Воскресения, то для иудеев Песах - день воспоминания Исхода из египетского рабства. Но если мы обратимся от внешнего смысла этих праздников к их внутреннему содержанию, то сумеем обнаружить очень много общего.

 

Этимологически слово «песах» происходит из сирийского, аккадского и египетского языков. Основываясь на Библии, мы можем сказать, что это слово обозначает «пройти над»,  «пройти рядом», «защитить».

 

Обращаясь к Торе (Пятикнижию Моисееву), мы узнаем,  что в 10-й день месяца нисана в каждом еврейском доме появлялся агнец (барашек). Это был годовалый самец, не имевший никаких изъянов. В 14-й же день этого весеннего месяца каждая семья, все собрание сынов Израилевых, между сумерками и вечером закалывало этого барана. Его кровью необходимо было помазать косяки и притолоку дома, где должна была проходить трапеза, во время которой поджаренного на огне агнца необходимо было съесть с пресным хлебом и горькими кореньями. Таким образом, Пасхальная ночь являлась и является воспоминанием  прошествия Бога по Стране Египетской и уничтожения всех первородных в этой земле, что стало причиной освобождения израильского народа из рабства. Песах длится 7 дней, первый и седьмой дни являются праздничными,  а остальные носят «полупраздничный» характер. Среди наиболее ярких черт этого торжества можно выделить: пасхальную жертву барашка, запрет на все квасное и употребление специально изготовленного пресного хлеба-мацы.

 

В 70 году нашей эры римляне разрушили сердце религиозной жизни иудеев и место жертвоприношений - Иерусалимский храм. С тех пор потомки Авраама не приносят в жертву агнца. Однако, кроме этого, в праздновании Песаха мало что изменилось. Кстати, представление о том, что происходило и происходит каждый год весной в иудейских семьях, поможет нам в лучшем понимании того, что происходило в иерсусалимской горнице на Тайной Вечере. Потому что Таинство Евхаристии было установлено именно во время традиционной иудейской пасхальной трапезы.

 

В течение всех дней празднования Песаха запрещено не только употреблять в пищу, но и хранить в своем доме квасную пищу, так называемый «хамец». Вечером накануне дня Пасхи совершают обряд «бдикат хамец», это своеобразная проверка, демонстрирующая завершение всех приготовлений. Когда на вечернем небе появляется первая звезда, глава семи зажигает свечу, берет в руки перышко и вместе с детьми заглядывает в каждый угол, ища хамец.  Инсценированный поиск завершается молитвой. Итак, все готово к проведению пасхальной трапезы – Седера. Он начинается с зажжения свечей примерно через 50 минут после захода солнца. Седер обычно заимеет около 3-4 часов, поэтому его начало не откладывают, чтобы завершить трапезу перед полуночью.

 

После зажжения свечей всем присутствующим наливают по бокалу вина. Кстати, во время трапезы все должны прислуживать друг другу. Во время Седера каждый его участник должен выпить четыре бокала вина, т.к. они имеют глубоко символическое значение, как, впрочем, и все во время этой трапезы. Итак, перед каждым участником трапезы стоит бокал. Глава Седера, подняв свой, читает молитву освящения праздника, а затем все присутствующие облокотясь на левую руку выпивают вино. Почему именно так? Ответ просто – это поза удобно устроившегося свободного человека, т.к. рабы в Египте ели и пили стоя, наспех. Так что во время Седера надо возлежать, облокотясь на левую руку. Кстати, первый бокал и обозначает первую стадию Исхода – физическое освобождение из рабства.

 

После этого в комнату вносят кувшин с водой, тазик и полотенце. Начинается обряд омовения. Член семьи, помогающий главе Седера, поливает ему руки. Помните начало Тайной Вечери? Только там омывал не руки, а ноги Своим ученикам Сам Христос, чем внес большое смятение.

 

Затем всем присутствующим раздают вареные овощи, берущие свое начало в легких закусках из овощей, которые подавали в древности при важных трапезах свободных людей. Овощи, прежде чем их съесть, окунают в соленую воду, напоминающую слезы, пролитые в Египте. И опять же, давайте обратимся к евангельскому повествованию. Помните, у синоптиков Христос говорит, что предаст Его тот, кто вместе с Ним обмакнет свою пищу в блюдо (Мк 15, 20).

 

После этого глава Седера берет в руки мацу, одну из трех лежащих перед ним, и ломает ее. Один кусок, т.н. «хлеб бедности», он кладет на место, а другой – прячет до окончания трапезы.

 

Далее начинается важнейшая часть Седера – рассказ об Исходе. Каждый еврей должен ощутить себя так, будто он сам вышел из Египта, ощутить свое единство с народом, который получил Тору на Синае, 40 лет странствовал по пустыне и вошел в Землю обетованную. Эта трапеза не должна быть воспоминанием чего-то исхода из Египта, а именно собственным исходом из рабства к Свободе. После Седера каждый должен стать духовно выше и приблизить себя и мир к «Конечному избавлению».

 

Рассказ об Исходе начинается словами «Вот хлеб бедности нашей, который мы ели в Египте», которые произносит глава Седера, указывая на мацу. Интересно, что эта фраза должна звучать именно так, а не «эта маца, похожая на хлеб бедности …» Почему? Потому что пасхальная трапеза – это не воспоминание об Исходе, а переживание самого Исхода.

 

Затем всем наливают второй бокал вина, символизирующий духовное освобождение от египтян, от служения их богам, от господства их системы ценностей. Но вино остается не выпитым. И вот ребенок или самый младший из присутствующих задает традиционные вопросы, а глава Седера отвечает на них, рассказывая о том,  что же произошло с избранным народом. Рассказ об Исходе завершается мудрым и красивым благодарением Бога. Затем глава Седера объясняет значение тех трех блюд, которые лежат перед ним на столе: жареное мясо на косточке символизирует пасхальную жертву, а маца и горькая зелень упоминаются в книге Исход. Итог рассказу об Исходе подводит молитва, начинающаяся словами: «В каждом поколении мы выходим из Египта», Только после нее все выпивают второй бокал вина. Затем начинается пасхальная трапеза и все присутствующие, во исполнение заповеди, данной в Библии, съедают по кусочку мацы, а так же горькую зелень, обмакивая ее в пюре из яблок, которое символизирует глину, из которой евреи делали кирпичи в дни египетского рабства. А в память о разрушенном храме съедают мацу с горькой зеленью.

 

Только после этого начинается радостная пасхальная трапеза, заменившая после разрушение Храма поедание агнца. В начале этой трапезы обязательно едят яйцо, сваренное вкрутую. Оно несет несколько иное значение, нежели у христиан. Сваренное яйцо является символом стойкости еврейского народа; ведь чем дольше его варят, тем оно крепче. Так же именно с яйца, в еврейской традиции, начинают скорбную трапезу, а у иудеев не может быть полной радости, пока не отстроен заново Иерусалимский Храм.

 

По окончании трапезы съедают заранее спрятанный кусок мацы, деля его между всеми сидящими за столом. Затем глава Седера читает благословение после трапезы и наливает последний бокал вина, символизирующий спасение евреев от египетского войска. После последних слов благословения вино выпивают. Затем наливают четвертый бокал вина в память о даровании Торы на Синае и вместе с ним наливают еще одну чашу – «бокал пророка Ильи», для которого берут самый красивый бокал из тех, которые есть в доме. Его ставят на середину стола и в этот день из него не пьют. Все иудеи с надеждой ждут прихода Мессии и этот пятый бокал остается для пророка Элиаху, который должен прийти и возвестить избранному народу о приходе Машиаха. Библииисты предполагают, что именно этот пятый бокал использовал Христос для установления Таинства Евхаристии.

 

После этого открывают дверь, показывая тем самым, что в эту ночь они ничего не боятся, т.к. их охраняет Бог, а все собравшиеся поют Галель (псалмы, прославляющие Бога). Об этом мы тоже можем прочитать в Евангелии (Мф 26,24).

 

Михаил Фатеев