Цитата из Библии

Загрузка...

Голосование

Закон о нечистой пище:

Баннеры

Спасение = вера в Иисуса-Бога?

Опыт общения с тринитариями свидетельствует об одной довольно не оригинальной закономерности: продолжительная дискуссия с использованием огромного числа библейских текстов «за» и «против» обычно имеет своим итогом обидчивый упрек с оттенком самосуда в виде фразы в духе «если ты не веришь, что Иисус — это Бог, то ты не имеешь спасения». Некоторые тринитарии идут еще дальше, заявляя, что такое «непреложное» условие для спасения ими взято якобы из самого Писания. И вот тут хочется переспросить, на самом ли деле данная «формула спасения» есть часть Слова Бога, или все же здесь мы в очередной раз наблюдаем продукт человеческого производства?

Увы, сколько бы мы ни исследовали Священное Писание, мы не найдем такой формулы. Мы не встретим фраз «спасешься, если будешь принимать Иисуса как Всемогущего Бога» или «верующий в Троицу спасется», или каких-либо иных подобно построенных предложений. И это при том, что Библия довольно много и подробно говорит об условиях, необходимых для спасения человека. Это и вера в Создателя, и принятие искупительной жертвы Иисуса Христа, и любовь к Богу и ближнему, и дела праведности, и обновленный внутренний дух человека... Обо всем этом мы, безусловно, читаем в Писании, но ничего подобного формуле «Верь в Иисуса как во Всемогущего Бога, и спасешься» мы в нем не встретим. Не странно ли, однако?

 

Возьмем пример убеждений христиан, не верующих в Троицу. Им довольно часто приходится слышать подобный тринитарный вердикт о не спасении по причине неприятия Иисуса в качестве Всемогущего Бога. Впрочем, оставляя без внимания пустые обвинения, они сравнивают свои воззрения в данном вопросе с принципами, диктуемыми Библией, а не людьми. Мы тоже попытаемся разобраться соответствует ли истине формула «спасение = вера в Бога-Иисуса», а также, насколько тесно придерживаются унитариане предлагаемых Писанием условий для Божьего спасения.

Первым делом выясним, учил ли сам Иисус, что спасение зависит от принятия его именно в качестве Всемогущего Бога. И вновь, увы, приходится констатировать факт, что Иисус никогда не говорил подобных вещей. Примечательно, что Библия описывает случай, когда Иисус напрямую спросил своих учеников: «А вы что скажете о том, кто Я?» В ответ Симон Пётр сказал: «Ты — Христос, Сын Живого Бога». Иисус сказал ему: «Счастлив ты, Симон, сын Ионы, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, а Мой Отец, который на небесах» (Мф. 16:13-17). Как видим, Петр получил одобрение Иисуса вовсе не за то, что тот назвал Его Всемогущим Богом, но за признание Его в качестве Христа и Божьего Сына. Подобная характеристика Иисуса присутствует во многих текстах Писания (Ин. 1:49). Причем, стоит обратить внимание, что Сам Бог неоднократно называл Иисуса не иначе как «Своим любимым Сыном» (Мф. 3:17; Мф. 17:5).

 

Знаменитый тезис Иоанна, называемый также «евангелием в миниатюре», напрямую связывает спасение человека с признанием Иисуса Сыном Бога, а вовсе не самим Богом. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.» (Ин. 3:16-18). Аналогичная мысль присутствует в молитве своему Богу Самого Иисуса в Иоанна 17:1-5.

Уже одно это делает бессмысленным тринитарную формулу спасения в зависимости о веры в Иисуса-Бога. Одно дело, что говорят сами тринитарии, и совсем иное условие мы видим в Слове Бога. А Слово говорит о спасении через веру в Иисуса как Божьего Сына. Верят ли Братья во Христе в Иисуса как Божьего Сына? Без всякого сомнения! Они открыто признают его таковым и учат этой истине других. В таком случае, как можно обвинять их в том, что они «не признают Сына» и поэтому не имеют права на спасение?

 

Петр называет Иисуса «Христом» (Мф. 16:16. Сравните Ин. 17:3; 1 Кор. 7:22; Эф 5:23). Аналогичный смысл несет в себе еврейское выражение «Мессия» (Дан. 9:25,26). Апостол Андрей выразил свою убежденность в Иисусе, когда сказал о Нем: «Мы нашли Мессию» (что по-гречески «Христос») (Ин. 1:41). Самаритянка, беседовавшая с Иисусом, так же сказала: «знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою» (Ин. 4:25,26). Примечательно, что «многие самаритяне из того города поверили в его, услышав свидетельство женщины» (Ин. 4:39). Однако, во всех примерах уверование в Христа-Мессию абсолютно не подразумевало веру в Иисуса как Всемогущего Бога. Это особенно видно в случае самаритянки и ее земляков, которые ожидали Мессию, а вовсе не Бога. Но, что важно, Иисус отнюдь не вменил в вину всем этим людям, что те не олицетворяют Его с самим Богом! Все это лишний раз помогает осознать, что сам Иисус вовсе не связывает, как хотелось бы то видеть тринитариям, спасение человека с принятием Его в качестве Всемогущего Бога. Как четко следует из библейских примеров, одобрение Иисуса вызывал факт веры в Него как в Христа-Мессию.

И вновь встает вопрос: принимают ли унитариане Иисуса как посланного Богом Христа? Безусловно. Они верят в Него и проповедуют о Нем как о Христе-Мессии, чего не могут отвергать даже их противники!

 

Писание неоднократно называет Иисуса «Спасителем» (Ин. 4:42; Эф. 5:23; 2 Тим. 1:10). Уже при рождении Божьего Сына ангелы возвестили радостную весть о нем словами «Сегодня в городе Давида родился ваш Спаситель — Христос Господь» (Лк. 2:11). Апостол Петр в своей смелой проповеди в Синедрионе сказал об Иисусе: «Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов» (Деян. 5:31). Павел так же говорил, что «Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса» (Деян. 13:23). Аналогичным образом Иоанн заверяет: «И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру» (1 Ин. 4:14). Жертвенная смерть Иисуса на Голгофе послужила основанием для спасения всякого верующего в него человека (Гал. 3:13).

И унитариане учат других людей этой непреложной истине. Они принимают Христа своим Спасителем и, подобно апостолу Петру, возвещают, что «ни в ком другом нет спасения, потому что под небом нет другого имени, данного людям, которым мы должны спастись» (Деян. 4:12). Упрекать их в неприятии Иисуса, ввиду этого, абсолютно нельзя.

«Учитель». Такое обращение к Иисусу в евангелиях мы встречаем множество раз (Ин. 1:49; 20:16). Сам Иисус говорил: «Вы называете меня „Учитель" и „Господь", и вы правильно говорите, потому что так оно и есть» (Ин. 13:13. Сравните Мф. 23:8). К Иисусу обращены и схожие по значению титулы, такие как «Наставник» (Лк. 9:33) и «Пример» (Ин. 13:15; 1 Тим. 1:16; 1 Пет. 2:21).

 

И вновь мы приходим к очевидному выводу: унитариане однозначно считают Иисуса своим Учителем, Наставником и Примером, которому необходимо следовать. И в этом отношении их восприятие Иисуса находится в полном согласии с точкой зрения Библии. Можно ли их за это сколько-нибудь осуждать?

Как было упомянуто выше, Иисус одобрял обращение к Себе как к Господу (Ин. 20:18; 1 Кор. 8:6; Иак. 2:1). Библия учит, «чтобы ...всякий язык открыто признал Иисуса Христа Господом» (Флп. 2:10,11). Признают ли унитариане Иисуса своим Господом? Несомненно. Здесь мы так же как и ранее находим абсолютное соответствие их взглядов точке зрения Библии.

Помимо вышеперечисленного, в Библии к Иисусу на полном основании относится титул «Царь» (Мф. 21:5; 27:37; Ин 1:49). Он назван «Главой» (1 Кор. 11:3; Эф. 1:22; 5:23; Кол. 1:18). Иисус - «Вождь» и «Предводитель» (Мф. 23:10; Деян. 5:31; Евр. 2:10; 12:2). Иисус - «Пастырь» (Мф. 26:31; Евр. 13:20; 1 Пет. 5:4).

 

Все эти титулы Иисуса абсолютно и беспрекословно признаются Братьями во Христе. Для них не может быть и речи о каком-либо умалении Божьего Сына в его звании «Царя», «Вождя» или «Пастыря» над ними. И убедиться в этом мог каждый, кто более-менее серьезно общался с этими христианами.

 

Итак, к каким выводам мы приходим в итоге? В противовес сознательно или нет распространяемым толкам о том, что унитариане якобы «не признают Иисуса Христа», реальность говорит о том, что эти христиане считают Иисуса Христом, Сыном Божьим, Спасителем, Учителем, Наставником, Примером, Господом, Царем, Главой, Вождем и Пастырем. Личность и роль Иисуса занимает одно из важнейших мест в служении унитариан. Поэтому, говорить о непризнании с их стороны Иисуса Христа, по меньшей мере, нелепо и абсурдно.

Другая сторона вопроса: насколько оправдано бросаемое в адрес унитариан обвинение, что не принимая Иисуса еще и в качестве самого Всемогущего Бога, они лишаются права на спасение? Данное обвинение не может приниматься сколь-нибудь серьезно хотя бы потому, что сама формула «спасение = вера в Иисуса-Бога» как таковая в Библии отсутствует. Как уже замечалось, в Библии мы не встретим фраз «спасешься, если будешь принимать Иисуса как Всемогущего Бога» или «верующий в Троицу спасется», или каких-либо иных подобно построенных предложений. Соответствующие заявления остаются на совести людей, желающих возвести свои полюбившиеся догматы в разряд якобы библейских учений и обязать других слепо им следовать. Хуже того, на основе внушения страха перед наказанием свыше, что делает таких людей посягающими на Судейство Бога.

Ни в одном отрывке евангелий мы не встретим случая, чтобы Иисус приводил спасение в связь с признанием себя в качестве Всемогущего Бога. Как показывают различные библейские примеры, Иисус одобрял тех, кто исповедовал Его как Сына Божьего и Христа. Он радовался, когда человек принимал Его как Учителя и Спасителя. Но никогда Иисус не учил, что человек спасется при условии признания Его Всемогущим Богом. Мы вновь вспомним известные стихи из евангелия от Иоанна 3:16-18:

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин. 3:16-18).

Что необходимо для спасения человека, как это следует из слов самого Господа Иисуса? Вера в Единородного Сына Божьего, посланного Богом для искупления грешного человечества! Все просто и понятно, без глубоких мутных вод человеческой философии и догматической предвзятости. Здесь нет ни слова о необходимом принятии «божества» Христа. В отличие от современных тринитариев, Иисус никогда не предъявлял подобных требований к слушающим его людям. В этом же мы убеждаемся и когда читаем в евангелиях слова Иисуса, и когда наблюдаем его реакцию на факт проявление веры со стороны несовершенных людей. Сам факт признания его в качестве Христа и Божьего Сына уже побуждал Иисуса высказывать слова радости за такого человека, но никак не осуждения со свойственными тринитариям словами «А ты веришь, что я еще и сам Бог?».

 

Конечно, для того чтобы быть истинным христианином, недостаточно лишь говорить о своей вере в Божьего Сына. Необходимо еще и следовать своему Примеру, Иисусу Христу. Ведь Господь сказал: «Я подал вам пример, чтобы вы поступали так же, как я поступил с вами» (Ин. 13:15; Флп. 2:5; 1Пет. 2:21; 1 Ин. 2:6). Об опасности ограничиваться всего лишь общими словами о своей «вере» Иисус высказался так: «Почему вы зовёте меня: „Господи! Господи!" — а не делаете того, что я говорю?» (Лк. 6:46). «Не всякий, говорящий мне: „Господи, Господи", войдёт в небесное царство, а лишь тот, кто исполняет волю моего Отца, который на небесах. Многие скажут мне в тот день: „Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:21-23).

Вот почему после того как Петр на вопрос «А вы что скажете о том, кто я?» ответил: «Христос Божий», Иисус строго предупредил: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9:18-23). Не голословная вера в Иисуса Христа, и уж, тем более, не отсутствующая в Писании формула «спасение = Иисус-Бог», а «точное следование по Его стопам» делает человека настоящим христианином в глазах Самого Христа (1 Пет. 2:21).

Как для грешного Закхея «пришло спасение» отнюдь не за исповедание тринитарной формулы (Лк. 19:9), как для грешницы, помазавшей ноги Иисуса благовонием, спасение явилось не за признание Иисуса Всемогущим Богом (Лк. 7:50), как для слепого нищего было высказано одобрение за веру в Иисуса вовсе не как в Бога, а как в Учителя и Сына Давидова, так и сегодня Господь по милости Своей оказывает расположение к грешному человеку не за отсутствующие в Писании формулы, а за искреннюю веру в Него как в Христа и Спасителя. Веру, подтверждаемую любовью к Богу и ближнему (Мф. 22:36-40).

Обсудить на форуме: Спасение = вера в Иисуса-Бога?