Цитата из Библии

Загрузка...

Голосование

Закон о нечистой пище:

Баннеры

Польские братья. За что их преследовали?

В 1638 году польский сейм нанес сокрушительный удар по малочисленной религиозной группе, известной как Польские братья. Были уничтожены принадлежавшие им церковь и типография. Университет в Ракуве был закрыт, а профессорский состав выслан из страны.

Спустя двадцать лет сейм прибег к еще более крутым мерам. Согласно его постановлению, все приверженцы этого течения, которых, вероятно, насчитывалось не менее 10 000, должны были покинуть страну. Как такой из ряда вон выходящий случай мог произойти в стране, считавшейся в то время одной из самых либеральных во всей Европе? Чем Польские братья заслужили такое суровое обращение?

ВСЕ началось с серьезных разногласий среди польских кальвинистов. Основным предметом спора стало учение о Троице. Ведущие представители прогрессивного течения, возникшего внутри Польской кальвинистской церкви, отвергали это учение, утверждая, что оно не имеет никаких библейских оснований. Духовенство было этим возмущено, а прогрессивно настроенные члены Церкви решили отколоться от нее.

 

Кальвинисты называли этих диссидентов арианами*, однако приверженцы нового течения предпочитали называться христианами или Польскими братьями. Они были известны и как социниане. Это название произошло от имени Лелия Социна — итальянца, находившегося под влиянием взглядов Сервета. Его племянник, Фауст Социн, приехав в Польшу, стал видным деятелем этого течения.

В то время польский аристократ Ян Шиньенский добивался, чтобы новому религиозному течению было выделено «спокойное, уединенное место», где оно могло бы развиваться. Воспользовавшись особой привилегией, пожалованной ему польским королем, Шиньенский основал город Ракув, впоследствии ставший центром деятельности социниан в Польше. Шиньенский предоставил гражданам Ракува определенные права, в том числе право на свободу поклонения.

В новый город стали стекаться люди из самых разных слоев общества — ремесленники, врачи и аптекари, горожане и представители шляхты. Кроме того, сюда съехались священнослужители из Польши, Литвы, Трансильвании, Франции и даже Англии. Однако не все приехавшие в Ракув разделяли взгляды социниан. Поэтому в течение следующих трех лет, с 1569 по 1572 год, в городе не утихали богословские дискуссии. Чем же они закончились?

Дом разделился

В самом течении социниан произошел раскол: приверженцы более радикальных взглядов составляли одно крыло, а сторонники более умеренных — другое. Однако, несмотря на расхождение во взглядах, в их вероучениях было много общего. И те и другие не признавали учения о Троице, выступали против крещения младенцев, как правило, не носили оружия и нередко отказывались от государственных постов. Также они опровергали учение о том, что ад — место мучений. По всем этим пунктам убеждения и тех и других расходились с общепринятыми религиозными традициями.

Духовенство Кальвинистской и Католической церквей оказывало этой группе яростное противодействие. Но политика веротерпимости, которую проводили такие польские короли, как Сигизмунд II Август и Стефан Баторий, позволяла социнианам открыто проповедовать свои взгляды.

Выдающийся труд Будного

Широко распространенный тогда кальвинистский перевод Библии многих не удовлетворял. За основу были взяты не рукописи на языках оригинала, а латинская Вульгата и сделанный в то время французский перевод. По мнению одного специалиста, «ради красоты слога жертвовали точностью и ясностью мысли». Было допущено немало ошибок. Поэтому известному ученому Симону Будному предложили проверить этот перевод. Он решил, что легче перевести все заново, чем исправлять уже готовый вариант. И приблизительно в 1567 году Будный приступил к работе.

Будный анализировал каждое слово и возможные варианты его перевода так тщательно, как в Польше не делал до него ни один из переводчиков. Когда точно передать смысл какого-то слова из еврейского оригинала не удавалось, он указывал буквальный перевод в сноске. При необходимости он придумывал новые слова. Будный старался пользоваться простым, общеупотребительным языком, на котором говорили в Польше в то время. Его целью было предоставить читателю точный и понятный перевод Библии.

Сделанный Будным перевод всего Священного Писания увидел свет в 1572 году. Однако издатели исказили текст его перевода Греческих Писаний. Но Будный не сдался — и спустя два года был готов исправленный перевод. Это был блестящий труд, превосходящий все предшествующие переводы Библии на польский язык. К тому же в нем во многих местах было восстановлено имя Бога — Иегова.

В конце XVI — первой четверти XVII века Ракув — город, где сосредоточилась деятельность польских социниан,— стал просветительным и религиозным центром. Руководители и идеологи этого течения издавали здесь свою литературу.

Их просветительская деятельность

Издательская деятельность Польских братьев начала приобретать размах приблизительно с 1600 года, когда в Ракуве появился печатный станок. Он позволял выпускать как небольшие, так и более крупные издания на нескольких языках. Скоро книгопечатание здесь достигло такого высокого уровня, что ракувская типография ничем не уступала лучшим издательским центрам в Европе. В течение последующих 40 лет она выпустила, как предполагается, до 200 публикаций. Польским братьям принадлежала расположенная поблизости бумажная фабрика, которая обеспечивала их высококачественной бумагой.

Скоро Польские братья пришли к выводу, что как их соверующим, так и другим людям необходимо образование. Поэтому в 1602 году они основали в Ракуве университет. Там обучались сыновья социниан, а также дети из католических и протестантских семей. Хотя этот университет представлял собой духовную семинарию, в нем преподавалось не только богословие. В курс обучения входили также иностранные языки, этика, экономика, история, правоведение, логика, естественные науки, математика, медицина, гимнастика. В университете была большая библиотека, которая постоянно пополнялась благодаря местной типографии.

Шло XVII столетие, и казалось, что община Польских братьев будет и дальше процветать. Однако все сложилось иначе.

Противодействие со стороны церкви и государства

Збигнев Огоновский, член Польской Академии наук, говорит: «К концу 20-х годов XVII века положение ариан в Польше начало быстро ухудшаться». Это было вызвано тем, что католическое священство оказывало им все более яростное противодействие. Чтобы бросить тень на Польских братьев, оно не останавливалось ни перед чем, пускало в ход клевету и ложь. Правоверным католикам благоприятствовало и изменение политической ситуации в стране. Новый польский король, Сигизмунд III Ваза, был противником арианства. Его преемники — в особенности Ян II Казимир Ваза — тоже поддерживали Католическую церковь в ее кампании против Польских братьев.

Ситуация особенно обострилась, когда нескольких студентов Ракувского университета обвинили в том, что они якобы умышленно осквернили распятие. Этот случай послужил предлогом для нанесения сокрушительного удара по центру деятельности Польских братьев. Владельца университета в парламентском суде обвинили в том, что он «содействует злу», содержа это учебное заведение и типографию в Ракуве. Польских братьев обвиняли в том, что они занимаются подрывной деятельностью, устраивают оргии и ведут распутный образ жизни. Сейм вынес решение закрыть Ракувский университет, а также уничтожить принадлежавшую Польским братьям типографию и церковь. Сторонникам этого религиозного течения предписывалось покинуть город. А профессорский состав университета был выслан из страны под угрозой смерти. Некоторые из Польских братьев нашли прибежище в более безопасных местах, таких, как Силезия и Словакия.

В 1658 году польский сейм издал постановление, согласно которому все Польские братья должны были продать свое имение и в течение трех лет покинуть страну. Впоследствии этот срок сократили до двух лет. Всякого, кто по истечении этого времени стал бы исповедовать арианство, ожидала смертная казнь.

Часть Польских братьев обосновалась в Нидерландах, продолжая там заниматься издательской деятельностью. Вплоть до начала XVIII столетия действовало собрание в Трансильвании. На своих встречах, которые проводились до трех раз в неделю, Польские братья пели псалмы, слушали проповеди, читали катехизис, в котором были изложены их основные учения. Чтобы собрание оставалось духовно чистым, его члены получали наставления, советы, при необходимости кого-то могли из него исключить.

Польские братья исследовали Слово Бога. Они почерпнули из него много ценных истин и старались делиться ими с другими людьми. Однако случилось так, что они рассеялись по всей Европе, и им становилось все труднее сохранять единство. В конце концов Польские братья перестали существовать как религиозное течение.



* Арий (250—336 годы н. э.) был священником в Александрии и утверждал, что Иисус занимает положение ниже своего Отца. В 325 году н. э. Никейский собор отвергнул его точку зрения. 

 

Обсудить на форуме: Польские братья. За что их преследовали?