Цитата из Библии

Загрузка...

Голосование

Закон о нечистой пище:

Баннеры

Джироламо Савонарола

Джироламо Савонарола (1453 — 1498) — это религиозный и политический реформатор во Флоренции (Италия), ее пророк с пламенной душой, человек глубокого благородства, необъятной любви к людям и к Богу, сумевший выразить ее с небывалой энергией.

Его деятельность пришлась на период, известный в истории под именем Возрождения. Возрождение, или Ренессанс, — явление сложное и многогранное, и впоследствии оно будет развиваться параллельно с Реформацией, укрепляясь и обогащаясь ею, но в данный период оно было не чем иным, как возрождением язычества. В Священной Римской империи совершилось то, чего не мог достичь языческий Рим, когда требовал, чтобы христиане славили Христа как одного из богов, одного из многих богов. И первые христиане шли на смерть, исповедуя, что Христос есть Бог и нет иных богов.

Возрождение язычества происходило с согласия папства и при пособничестве пап. В церквях рассказывали о греческих мифах вместо библейских событий. Даже во дворце папы артисты изображали Венеру и Марса, Персея и Андромеду и играли эти сцены обнаженными. Развращенность ума сказалась немедленно и на развращенности нравов: в соборе, во время богослужения, был убит Джулиано Медичи, из семьи известных покровителей нового искусства. Убит он был по знаку кардинала, читавшего Евангелие. Определенное место Священного Писания послужило сигналом для убийц. В церкви был поставлен престол сатаны.

 

Против этого распутства в храме, в церкви, восстал один лишь человек — Джироламо Савонарола. Бог всегда находит Своих людей!

В юности Савонарола — дворянин, живет при блестящем дворе графа д’Эсте в Ферраре, но его ничто не привлекает в шумной светской жизни. Он мечтателен, любит уединение и стойко противостоит всем соблазнам этого двора. Неизвестно, как долго продолжалась бы для него такая жизнь, но произошло одно событие, которое резко изменило все его существование: неразделенная любовь! Здесь невольно вспоминаются слова великого мистика XIV века Мейстера Экхарта: «Страдание сокращает путь того, кто любим Богом! Страдание горько, как желчь, нет ничего горше страдания, и нет ничего слаще, чем пройденное страдание. Найти покой в жизни, полной боли, есть наилучшее».

Савонарола покидает замок д’Эсте, уходит из родительского дома и принимает монашество в доминиканском монастыре в Болонье. Это случилось в 1476 году, когда ему было двадцать три года. Орден доминиканцев славился своей ученостью, поэтому Савонарола там получает серьезную подготовку в области богословия и философии.

Первая встреча с Флоренцией произошла, когда ему было двадцать девять лет. Флоренция тогда была городом языческой культуры, славилась своими карнавалами, праздниками распутства. Слово «карнавал» происходит от «carnal», плотской; то есть карнавал — это разгул плоти. Флоренция была городом, забывшим о Христе. И центром ее был двор Лоренцо Медичи, из той же семьи богатых меценатов. Савонаролу там никто не слушал! И он еще на восемь лет удаляется в монастырскую безвестность, в городок Сан-Джиминиано, в горах, среди зеленых холмов. Именно здесь, совершая далекие прогулки, Савонарола начинает ощущать Бога внутри себя и вокруг. Именно здесь начинается его близкое общение с Богом. Это уже не то чувство, которое его толкнуло на монашеский путь, не горечь разочарования в жизни, а сладость обретения жизни новой. Именно там и тогда рождается его слава как пророка Божьего. Здесь уместно вспомнить другие слова Мейстера Экхарта: «Каждый раз Бог расширяет нашу способность принимать и нашу жажду высшего приятия. Дух творит в том, в ком не находит препятствия!»

Во второй раз он оказался во Флоренции уже не по собственному желанию, но будучи призван туда в 1490 году, в тридцать семь лет. Он был переведен туда для образования и воспитания только что принятых в монастырь монахов. Он начал беседы с ними в монастырском саду, потом в монастырской церкви Святого Марка, а потом оказалось, что и церковь не может вместить всех желающих слушать Савонаролу!

Сила его бесед и проповедей заключалась в искренности, сердечности, глубокой убежденности, что спасение — только во Христе и только в Писании! Он говорил: «Если Христос не отпустит тебе грехов, то какое другое отпущение грехов поможет тебе?» Он учил не о спасении по делам, как учила церковь, а о спасении даром, каждому, кто отдает свое сердце Иисусу Христу, Спасителю грешников.

Савонарола не только учил, но и обличал. Он нападал на распущенность нравов Лоренцо Медичи и его двора, пророчествуя о близкой смерти Лоренцо, — и тот, действительно, умирал и просил у Савонаролы отпущения грехов. Но Савонарола потребовал от него трех вещей: покаяться перед Богом, вернуть украденные им общественные деньги, вернуть свободу Флоренции. Лоренцо Медичи отказался исполнить последнее требование и умер, а слава Савонаролы стала еще больше.

Следующее сбывшееся его пророчество было о нашествии на Италию иноплеменников. В 1494 году Карл VIII, король Франции, перешел Альпы и подошел к стенам Флоренции! Французское вторжение способствовало полной победе Савонаролы: жители изгнали дом Медичи и послали Савонаролу начать переговоры с королем. Савонарола отправился к королю и произвел на него такое глубокое впечатление, что тот снял осаду с города и удалился. Итак, с 1494 по 1498 год, четыре года, во Флоренции существовала теократическая республика, то есть республика, находящаяся под правлением Бога. Савонарола оставался в своей монастырской келье, в той же монашеской одежде доминиканских монахов, но был Божьим глашатаем, пророком.

Его настоятельный призыв шел по двум направлениям: он звал к нравственному очищению и требовал признать права народа, прекратив его эксплуатацию. Но прежде всего Савонарола жаждал реформации церкви: он беспощадно бичевал пороки духовенства, справедливо считая, что они как раз и есть причина нравственного упадка церкви.

Савонарола не оставлял своих слушателей равнодушными, люди рыдали, слушая его, и главный собор во Флоренции не вмещал всех желающих его послушать. У Савонаролы была своя мечта: сделать Флоренцию Божьим Царством на земле и центром обновления всей жизни Италии! И действительно, под воздействием его проповедей люди становились новыми, оставляя прежний образ жизни. Прекратились карнавалы, закрылись распивочные заведения, затих шумный разврат. Великие нравственные перемены происходили не только во Флоренции, но и по всей Италии.

В это время папский престол занимал папа Александр VI, самый развращенный из всех пап, как бывших, так и будущих времен. Он принадлежал к роду Борджа (или Борджиа), известному своими пороками. Не было такого преступления, перед которым бы он остановился. Узнав об успехе проповеди Савонаролы, он решил его подкупить: папа предложил простому монаху стать кардиналом! На языке того времени это называлось «предложить кардинальскую шляпу». «Сохрани меня Бог от такой шляпы!» — воскликнул в ответ Савонарола. Тогда Борджа пригласил его в Рим, будто бы нуждаясь в его совете. Тот отказался. Папа в ярости отлучает его от церкви. Это было в 1497 году. «Несправедливое отлучение, — говорит Савонарола, — не имеет никакой силы!» — «Этот монах должен умереть, даже если бы он был Иоанном Крестителем!» — восклицает папа. — «Рим, ты болен смертельно! Ты оставил Бога! Христос, Ты будь моим пастырем, моим епископом, моим папой!» — отвечает Савонарола. Но тучи над его головой продолжают сгущаться. Ненависть папы к нему ободрила его противников. Слуги дома Медичи начинают распускать о нем клевету, в отмщение за бежавших из Флоренции хозяев и, возможно, по их наущению.

И в это время Флоренцию поражает эпидемия чумы. Народ, который вчера еще слушал его с услаждением, теперь начинает роптать против него, готовый, как всегда, искать виноватого в своих несчастьях. В 1498 году, по требованию папы, искавшего смерти Савонаролы, монастырь, где была его келья, осадили и схватили человека, любившего пришедших за ним настолько, что он забыл всякую осторожность и не думал о себе. Его заковали в цепи и били. Потом устроили зрелище для народа: испытание Савонаролы огнем — пройдет ли он по раскаленным углям, не обжегшись? Это зрелище тогда называлось «Суд совести». Если ноги оказывались обожженными, то это был знак, что деятельность обвиняемого была не от Бога. От Савонаролы требовали этого признания, его обвиняли в I ереси и в поношении церкви. В ответ он пел: «Господь есть мой Свет, Он мой Свет, Спаситель мой, Кого убоюсь я?» 23 мая 1498 года, накануне праздника Вознесения Иисуса Христа, он и два его друга были повешены, потом тела их были сожжены, а пепел брошен в реку Арно. Имена братьев, погибших вместе с ним, — Сильвестр Маруфф и Фра Доменико. Месть папы осуществилась, но больше он с ними ничего не мог поделать.

Любимым пророком Савонаролы был Амос, на стихи из книги которого он часто проповедовал, побуждая народ оставить свои грехи: «Взыщите Господа — и будете живы… о, вы, которые суд превращаете в отраву, и правду повергаете на землю!» (Ам. 5:6-7). И для себя он, возможно, принял такие слова: «Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам. 3:7). Многое из пророчеств сбылось. Бог послал на землю Италии голод — «не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних» (Ам. 8:11).

Среди благодарных слушателей Савонаролы был один юноша, ему было тогда шестнадцать-семнадцать лет, и сердце его было доброй почвой. Он глубоко воспринял проповеданное учение о спасении, критику существующей государственной церкви, горячий призыв к нравственной жизни перед Лицом Божиим, а также бескомпромиссность Савонаролы в его диалоге со всевластным папой. И он повторил жизнь своего учителя, только не в Италии, а в России, в Москве. Его имя тесно связано как с историей русской культуры, так и с историей евангельского движения. Это Максим Грек. В 1518 году, в возрасте тридцати восьми лет, он прибыл в Москву по приглашению великого князя Василия III (отца Ивана Грозного), чтобы создать новый перевод Псалтири, да еще и дать к ней истолкования! Его келья в Чудовом монастыре стала местом для собраний самых высокообразованных людей того времени. В лице Максима Грека Россия впервые столкнулась с ученым-энциклопедистом, глубоким богословом, он рассказывал и о Савонароле, и об истинной вере, и о пути спасения через веру. Но он был столь же бескомпромиссен, как и его учитель. Он не согласился одобрить второй брак великого князя, вмешался в спор кротких нестяжателей с ортодоксальными иосифлянами на стороне первых, был оклеветан перед князем, тот его не поддержал, и ученик Савонаролы больше четверти века провел в заточении. Но в связи с ним историки рассматривают эту эпоху как «предвозрождение на Руси XVI века».

М.С.Каретникова, «Протестантизм» (Изд.»Библия для Всех», С.-Петербург, 1999)

Обсудить на форуме: Джироламо Савонарола