Цитата из Библии

Загрузка...

Голосование

Закон о нечистой пище:

Баннеры

Ян Гус

Ян Гус (1369 — 1415) — самая яркая личность в христианстве XV века. Он родом из деревни Гусинец Богемского королевства. Это было славянское государство в Империи. Сегодня это Чехия.

У славян-чехов почва сердца была подготовлена для проповеди нашего брата-славянина Яна Гуса. Во-первых, семена Евангелия здесь сеялись задолго до Яна Гуса» потому что богослужения в Чехии проходили на чешском языке. Во-вторых, уже упоминавшиеся нами вальденсы, ревностные проповедники Евангелия, бежали в Чехию от преследований в Южной Франции. Они были проповедниками и в Чехии. В-третьих, чешская принцесса Анна вышла замуж за английского короля Ричарда II, и между двумя странами возникла тесная связь: чехи получили возможность получать образование в Англии; таким образом оказался в Оксфорде и Ян Гус, и там он впервые познакомился с учением и сочинениями Джона Уиклифа. И наконец, именно в Богемии было самое сильное противление папству, выразившееся впоследствии в отколе от него. Чехия всегда ориентировалась не на Запад, а на Восток.

 

Общественная жизнь Яна Гуса началась так же, как и у Джона Уиклифа, только не в Окcфордcком университете, а в Пражском. Это был большой университет, в нем училось около тысячи студентов, и среди них- Ян Гус; потом он в нем преподавал, был профессором философии и, наконец, стал ректором. В 1402 году, в тридцать три года, он стал священником и проповедовал в так называемой Вифлеемской церкви в Праге. Это была особенная церковь: проповедь в ней велась на чешском языке. Впоследствии она станет центром реформационного движения.

Ян Гус был очень привлекательной личностью: у него был прямой характер, безупречный образ жизни, глубокая религиозность. Его особенностью была сильная общественная чуткость, отзывчивость на вопросы своего времени. Он разрабатывал их со всей искренностью и увлечением. Что это были за вопросы? Прежде всего, вопрос о церковном возрождении! В Чехии было богатое и развращенное духовенство.

Затем вопрос о национальной самобытности. Дело в том, что в Богемском королевстве огромную роль играли немцы, несмотря на то, что оно тяготело к Востоку, к другим славянским государствам. Засилье немцев возникло в XI веке, когда они защитили Богемию от нашествия мадьяр и с тех пор сами там осели. Вопрос национальной самобытности тревожил Яна Гуса с тех пор, как он был свидетелем горького соперничества между германскими консерваторами и чешскими реформаторами в Пражском университете и был вынужден впоследствии вмешаться и выслать в 1409 году из Чехии группу немецких студентов. Немцы в Чехии являлись проводниками католического влияния.

Итак, деятельность Яна Гуса — это культурные и религиозные труды, создание чешского национального языка, исправление переводов Библии.

Кроме того, Ян Гус сочинил ряд гимнов и стихов. Все его труды отличаются национальной самобытностью и евангельской чистотой.

Знакомство с трудами Джона Уиклифа открыло ему глаза! В основу религии, оказывается, надо класть только Священное Писание! В этом убеждении он не был одинок. Его друг Иероним Пражский, жаждавший знания, посетил многие страны и в том числе Англию, где он тоже познакомился с сочинениями Уиклифа и стал единомышленником Яна Гуса, а впоследствии разделил с ним мученическую кончину.

Ян Гус стал проповедовать учение Джона Уиклифа в Вифлеемской церкви. Его влияние становилось огромным, даже королева София посещала эту церковь. Это было время, когда Ян Гус пользовался любовью всех слоев населения Праги, от королевы до ремесленников, и даже пражского архиепископа, — за чистоту веры и за призывы к нравственной чистоте. Именно к этому времени относится изгнание немцев из Пражского университета. Ян Гус воспользовался здесь противоречиями короля с немцами. Те покинули Прагу в 1409 году и понесли свою злобу в Германию и Рим. Это были первые недоброжелатели Яна Гуса. А Ян Гус в этом же году был назначен ректором университета.

Все шло хорошо до тех пор, пока Ян Гус не начал обличать духовенство. Это получилось так: архиепископ пригласил Яна Гуса в комиссию по исследованию так называемых «чудес» в городе Вилснаке. Ян Гус резко выразил свое мнение: «Чудеса — обман, в вере утверждаются через Писание, а не через «чудеса»". К этому времени он был назначен синодальным проповедником, и в качестве такового имел слушателями именно духовенство и резко обличал прелатов церкви в грехах и пороках. Но и здесь он не остановился: от критики их безнравственности он перешел к критике учения католической церкви и, наконец, вышел на главного врага — папу: Ян Гус выразил свое возмущение по вопросу индульгенций — отпущения грехов за деньги. Кроме того, он отстаивал принцип свободного религиозного исследования; здесь имеется в виду, что свобода обсуждения и убеждения стоит выше формального церковного авторитета. Истинным авторитетом обладает только Священное Писание. Гус считал поэтому, что нельзя предписывать или запрещать брачную жизнь, ибо то, что заповедь для одного, для другого не имеет обязательной силы, по немощи или по неведению. Ян Гус выступил против беспощадного насилия авторитета папы и католической церкви над верующими.

Нужно понять, что именно здесь произошло, потому что этот момент стал переломным в жизни чешского реформатора: его взгляды грозили единству империи, не меньше. Это уже было не обсуждение местных, национальных вопросов, касающихся только Праги, но был затронут авторитет главы католической церкви в вопросах веры.

Архиепископ из друга превратился во врага. Папа дал ему санкции на поход против так называемой «ереси Уиклифа» в Чехии. Ведь к тому времени труды Уиклифа были сожжены! На Яна Гуса посыпались проклятия со всех церковных кафедр. На Прагу был наложен интердикт, то есть запрет на совершение церковных обрядов: все колокола должны были замолчать, все богослужения — прекратиться: ни браков, ни крещений, ни причастий не будет, пока Прага не отречется от Яна Гуса и не откажет ему в прибежище!

Ян Гус был отлучен от церкви, а Вифлеемская церковь — срыта! Даже король не осмеливался защищать Яна Руса, у которого остался один только покровитель — Христос. И к тому времени у Яна Гуса уже сложился взгляд на венец мученика как на высшую цель человеческой жизни. Этот взгляд сложился у него давно и не случайно. Еще во времена столкновений немцев с чехами погиб один из верных слушателей Яна Гуса, молодой ремесленник. На его похоронах Ян Гус понял, что это — предсказание и его собственной судьбы: если за евангельское учение гибнет ученик, то чего иного ждать учителю?

После изгнания из Праги Ян Гус поселился в замке одного рыцаря, в местечке под названием «Козий Городок». Здесь он занимался литературной работой и писал проповеди-послания своей любимой вифлеемской общине. Здесь он стал впервые выражать свою готовность умереть за истину.

Ян Гус учил, что Церковь — это собрание верующих, предопределенных ко спасению, а вовсе не одно только высшее духовенство. Мирянин, — утверждал он, — может быть членом Церкви, а папа - нет! Папа — не глава Церкви. Христос — Глава. От всех верующих, избранных Божиих, ожидается праведная жизнь, внутренняя святость. Из этих проповедей сложился его знаменитый трактат «О Церкви»: он верил в существование единой Вселенской Церкви и требовал ее очищения от католицизма. Его взгляды на Церковь совпадали со взглядами Уиклифа.

В 1414 году в Германии начался Собор в Констанце, продолжавшийся четыре года, и на него собрались представители всех государств Европы - всего около шестидесяти тысяч человек. Целью собора было положить конец позорной схизме 1378 года в католичестве, когда во главе церкви оказалось трое пап, а также покончить с ересями.

Именно на этом соборе состоялся суд над Гусом. Он явился на суд с охранной грамотой от короля и прямодушным заявлением: «Пусть мне докажут на основе Священного Писания, что я неправ!» Но вместо богословского диспута, на который он, возможно, рассчитывал, к нему были применены пытки, как к еретику. Охранная грамота не помогла. Он был заточен в монастырской тюрьме и писал оттуда: «Меня мучит зубная боль, кровохарканье, болит голова и причиняют боль камни в печени, но именно теперь я учусь молиться и постигаю ценность страданий Христа».

Допросы продолжались восемь месяцев. От него требовали, чтобы он отрекся от своих взглядов как от заблуждений. По отношению к нему использовали не только кнут, но и «пряник»: к нему в тюрьму приходили и кардиналы, и епископы. Но Ян Гус был непреклонен. Эта непреклонность вытекала из его простой детской веры в своего Искупителя и также из готовности к любому страданию за Христа.

Наступило 6 июля 1415 года — день его рождения. Этот день стал днем его гибели: собор лишил его звания священника и передал в руки светской власти! Он был приговорен к сожжению, как и многие другие христиане того времени, обвиненные в ереси.

Будучи уже привязанным к столбу, он увидел старушку, которая из особого усердия принесла на костер вязанку хвороста, уверенная, что она тем служит Богу. И Ян Гус вымолвил такие слова: «Святая простота!» Когда пламя разгорелось, Ян Гус запел: «О Иисус, будь милостив ко мне!» Его пепел был брошен в Рейн. В эту ночь по всей Чехии и поныне горят костры в память о Яне Гусе. Через сто лет за то, за что был сожжен Ян Гус, станет национальным героем Германии Мартин Лютер. Без подвига Яна Гуса это было бы невозможно. Через год так же был сожжен его сподвижник и друг Иероним Пражский… О соборе же больше сказать нечего: он оказался совершенно бесплодным, все присутствующие на нем перессорились и разъехались в 1418 году.

После смерти Яна Гуса двадцать лет продолжались «гуситские войны» под руководством Яна Жижки как отмщение за Гуса, и они тоже были бесплодны: в итоге восставшие добились всего одной победы — права мирян на участие в чаше причастия (до этого миряне принимали только хлеб.)

Но жизнь, труд и смерть Яна Гуса» а главное — его вера и евангельское учение принесли реальный плод: его последователи образовали общину моравских братьев, которые впоследствии сыграют очень важную роль в истории церкви.

М.С.Каретникова, «Протестантизм» (Изд.»Библия для Всех», С.-Петербург, 1999)

Обсудить на форуме: Провозвестник Реформации. Ян Гус