Цитата из Библии

Загрузка...

Голосование

Закон о нечистой пище:

Баннеры

Джон Уиклиф

Бывают эпохи глубокой тоски по Богу, как это мы видим и в наше время. В конце XIV — начале XV века она выражалась в том, что родник Евангелия пробивался сквозь толстые слои… нет, не атеизма, но нагромождений церковного формализма.

Англичанин Джон Уиклиф (1320 — 1384) — это проповедник чистого Евангелия, автор многочисленных трудов по евангельскому богословию, переводчик Евангелия на английский язык. Его труды стали всемирно известными, они подготовили и Яна Гуса, и Мартина Лютера. Он был предшественником Реформации за сто пятьдесят лет до нее.

Он учился и проповедовал в Оксфордском университете, а впоследствии стал его ректором. Джон Уиклиф обладал живым умом и глубоко интересовался естествознанием и философией, математикой и историей, а также юриспруденцией, но больше всего — Священным Писанием. В сорок лет он уже священник и богослов, в сорок пять — ректор богословского колледжа в Кентербери, а в пятьдесят пять лет он появляется на общественной сцене как реформатор.

 

Откуда взялись его убеждения? Скорее всего, из самого Священного Писания. Они развивались медленно и незаметно для окружающих. Сама неспешность развития свидетельствовала о его глубине. Он, можно сказать, укоренялся в Писании, и настал день, когда он увидел, что вся вера и практика католической церкви противоречит учению Христа и апостолов. Начать с того, что церковь должна быть бедной, как в дни апостолов, а не разжиревшей империей, поработившей себе все народы, и у нее должен быть простой и бедный пастырь. Далее, церковь — это совокупность всех верующих, а не иерархия, отделяющая себя от остальных верующих. Главой Церкви является вовсе не папа, а Христос. А богослов должен быть пророком Божьим, а не схоластом-формалистом.

Бог дал ему возможность говорить и расположил сердца людей к нему, приготовил их сердца к слышанию: Уиклиф использовал кафедру и листовки, трактаты, духовные проповедования, он оставил после себя богатейшее наследие духовной литературы; весь Лондон пришел в движение, разные церкви, где он проповедовал, были переполнены знатными и простыми лондонцами. В 1376 году, через год после начала его общественной деятельности, состоялось заседание парламента, который под влиянием его идей принял новые законы о церкви и государстве, и за это данный парламент вошел в историю под названием «Доброго парламента».

Уиклиф выступил против монашества и монастырей, как пристанища самых пагубных пороков. Почти повсюду в Англии люди перестали содержать монастыри и заставили монахов взяться за Уиклиф имел возможность беспрепятственно проповедовать свои взгляды всего около двух лет. Затем пришли в движение и его враги: папа слал проклятия Оксфордскому университету и епископу Англии за то, что они просмотрели опасного еретика. Тогда епископ призвал к себе Уиклифа для ответа. Но его сопровождало много друзей, и в и церкви, где Уиклиф должен был держать ответ, собралась целая толпа. Ожесточенный спор завязался между епископом и друзьями Уиклифа, так что до процесса дело не дошло. Один из его друзей, Джон Гонт, герцог Ланкастерский, заявил, что сумеет расправиться с духовенством Англии, если Уиклифу нанесут хоть какой-то ущерб! Именно тогда возникли злоба и ненависть духовенства против Уиклифа и, как следствие этого, — клевета. Папа Григорий XI направил против Уиклифа пять булл — епископу, королю, университету, заявляя, что 18 тезисов Уиклифа опасны для государства и церкви. Невольно вспоминаются стихи Евангелия от Иоанна 11:48, относящиеся ко Христу: «Если оставим Его так, то все уверуют в Него, — и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом».

Но для широкой реформаторской деятельности Уиклифа все еще открыта дверь. Он имеет поддержку, помощь, поощрение от своих друзей и покровителей. Он утверждает библейские идеи, превосходящие как его время, так и вообще жизнь этого мира, утверждая «владычество по благодати»:

- Право властвовать зависит от истинности правления.
- Не надо платить налогов плохим управителям хоть в церкви, хоть в государстве.
- Король имеет право на имущество церкви, если та неправильно его использует.
- Папу можно исправлять и даже обвинять, как и любого другого человека.

Его слушали с упоением. Слушал простой народ и спрашивал: «Когда Адам копал, а Ева пряла, где был хозяин?» Слушали купцы: ведь папа вывозит золота в пять раз больше, чем доход короля, и вывозит он его во Францию, где в то время находился папский престол, а Англия воевала с Францией! Слушали аристократы: церковь владела третьей частью всей земли Англии! Кроме того, все начинали понимать, что религия в Библии совсем другая, чем в церкви!

Уиклиф понял, что Библия должна быть всенародной книгой, и начал перевод на английский язык Нового Завета, а его друг — Николай Герфордский — перевод Ветхого Завета. 1380 год — год издания английского перевода- стал вехой в истории человечества. Всех последователей Уиклифа стали звать «библейскими людьми». Многие из них стали странствующими проповедниками, которые понесли идеи Уиклифа по всей Англии. Это было так необычно и так шло вразрез с существующими представлениями о том, каким должен быть священник, что их прозвали лолларды, то есть «болтуны». Однако эти так называемые «болтуны» говорили истину, несли народу Живое Божие Слово.

В последний период своей жизни Уиклиф в корне подрывает догматическую сторону католического учения. Вспомним, что он начал свою критику католичества с видимых его «плодов»: он осуждал папство за развращенность и стяжательство (1375 год). А в 1378 году он обратился к учению католической церкви и отверг учение о таинствах пресуществления и соборования, отверг монашество и индульгенции, отверг поклонение святым и исповедь перед исповедником и пришел к выводу, что папа — это прообраз Антихриста.

Здесь нужно остановиться, чтобы понять — насколько серьезна была эта критика и насколько опасна для самого существования Священной Римской империи. Вся ее власть зиждилась на том, что в руках церкви находятся ключи спасения — не ключи разумения Писания, а ключи-таинства, якобы обеспечивающие спасение людей. Согласно учению католической церкви, при преломлении хлеба и произнесении известной формулы хлеб превращается в плоть, а вино — в кровь Иисуса Христа, и поэтому учение о пресуществлении (о превращении) — это учение о спасении.

Преподавать это «таинство», так же, как и «таинство» соборования или миропомазания перед смертью, знаменующее прощение грехов, могут только специально для этого рукоположенные священники, то есть иерархия вырастает из учения о «таинствах». В своих трактатах и духовных произведениях, таких как «Об истинности Священного Писания» и «Триалог», в котором беседу ведут Истина, Ложь и Богословие, Уиклиф наметил все существенные черты Реформации задолго до ее прихода. Он развил учение о Церкви. Уиклиф был сторонником пресвитерианской системы, когда простой и бедный пастырь проповедует и пасет своих овец. Он учил о предопределении — это тема, которую впоследствии так блестяще разовьет Жан Кальвин. Многие его идеи кристаллизовались в процессе перевода Нового Завета, истины которого он утверждал, глубоко при этом принимая дух оригинала.

Когда Уиклиф обнародовал в 1382 году 12 тезисов о хлебопреломлении (в противовес католическому пониманию «пресуществления») и евангельском взгляде на эту заповедь Христа («Цель таинства, — говорил он, — присутствие Христа в душе»), то это вызвало новую бурю негодования среди духовенства. Но Уиклиф не дрогнул, его убеждения были слишком глубоки. Он продолжал смело и решительно нести в народ свои тезисы, приобретая новых друзей и сторонников. Духовенство требует его отречения, но король и парламент на его стороне.

В этом же 1382 году произошла катастрофа: Уиклифа разбил паралич. И в это же время в Англии началась крестьянская война или так называемое восстание лоллардов. После этого восстания и правительство, и дворянство не только отвернулись от Уиклифа, но пошли против него, осудили «новое учение», объявили его еретиком, и ему готовился бы ужасный конец, если бы он не умер своей смертью в 1384 году, испытав второй удар, случившийся с ним в церкви во время служения. Это была славная жизнь и славная смерть… Спустя тридцать лет его прах был извлечен из земли и сожжен, по одному приговору с Яном Гусом, вынесенному на Констанцском соборе в 1415 году, и развеян в реку. Ян Гус так любил Уиклифа, что выразил желание, чтобы его душа могла проводить вечность вместе с Джоном Уиклифом.

М.С.Каретникова, «Протестантизм» (Изд.»Библия для Всех», С.-Петербург, 1999)

Обсудить на форуме: Джон Уиклиф